К счастью, это понимают на самом высоком уровне. В 2022 году Правительство Российской Федерации утвердило пятилетний план дорожного строительства на 2023-2027 годы, предусматривающий, в частности, внедрение новых технологий, материалов и решений, привлечение к их разработке отечественных научных организаций и профильных образовательных учреждений. Кроме того, была отмечена необходимость подготовить при участии Комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению "Транспорт" предложения о повышении межремонтных сроков для всех категорий автомобильных дорог без увеличения финансовых затрат на капитальный и текущий ремонты, содержание таких дорог, а также при условии сохранения уровня безопасности дорожного движения.
"Одним из решений данной задачи является широкое применение цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд, - считает президент Ассоциации бетонных дорог, заведующий кафедрой "Строительство и эксплуатация дорог" ФГБОУ ВО "МАДИ" Виктор Ушаков. - За период с 2018 по 2022 год выполнен масштабный комплекс исследований, доказывающий эффективность технологии строительства дорог с применением цементобетона".
В сравнении с асфальтовым покрытием, цементобетонное обладает целым рядом важных преимуществ. Такое покрытие более долговечное. Срок службы составляет от 25 лет и более, в зависимости от нагрузки. Первый ремонт может потребоваться спустя 12 лет интенсивной эксплуатации. Полноценная смена цементобетонного покрытия происходит через 30 и более лет. Для сравнения, максимальный срок службы асфальтового покрытия составляет до 24 лет. А первый ремонт может потребоваться через год. Кроме того, цементобетонные покрытия более экологичные. Разогретый битум, без которого не обойтись при укладке асфальта, выделяет токсичные пары, содержащие канцерогены и целый набор вредных веществ. Продолжительное вдыхание таких паров может вызывать серьезные заболевания. Именно поэтому работа по укладке асфальта всегда считалась вредной и тяжелой. Однако страдают не только рабочие. В жаркую погоду асфальт нагревается и выделяет опасные пары, которые вдыхают и автомобилисты, и пешеходы. Кстати, еще одно преимущество цементобетонных покрытий - постоянная жесткость в любое время года, не зависимо от температуры воздуха. Проще говоря, представить колею, которая образовывается на любых асфальтовых дорогах под воздействием плюсовых температур, постоянного проезда большегрузного транспорта или спустя какое-то время после начала эксплуатации, у цементобетонных покрытий просто невозможно. Более того, эксперты уверены, что со временем цементобетонные покрытия могут становиться жестче.
Многие ошибочно полагают, что использовать цементобетонные покрытия для укладки автомобильных дорог - удовольствие дорогое. Однако специалисты уверены в обратном. Так, согласно исследованию, проведенному Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) по заказу НО "СОЮЗЦЕМЕНТ", стоимость применения конструкции дорожных одежд с монолитными цементобетонными покрытиями не только не превышает стоимость асфальтового покрытия, но может быть дешевле на 10-20 процентов.
"Если средняя цена на битум за последние годы увеличилась в разы, то средняя цена на цемент с 2008 года увеличилась значительно меньше", - отметил председатель Комитета по дорожному строительству НО "СОЮЗЦЕМЕНТ" Валерий Бодренков.
Кроме того, для некоторых регионов нашей страны, особенно это касается отдаленных территорий, использование асфальтовых покрытий является экономически не целесообразным. Известны примеры, когда битум приходилось завозить чуть ли не за тысячу километров, что кратно увеличивало себестоимость укладки дорожного полотна, в то время, когда рядом находился бетонный завод. Эксперты уверены, что в ряде случаев применение цементобетонных покрытий будет способствовать развитию сети автодорог в нашей стране и предотвратит нецелевое расходование бюджета.
Успешное применение цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд успешно проверено на практике. Так, цементобетонные дороги уже эксплуатируются в Калининграде, в сибирских и других регионах. Пока протяженность таких дорог невелика. Однако эксперты уверены, что это лишь начало.
Тем более, что за рубежом уже давно и успешно применяется технология укладки автомобильных дорог с использованием цементобетонных покрытий. Одним из лидеров по таким дорогам считается Китай. Протяженность цементобетонных дорог в Поднебесной насчитывает тысячи километров. Такие технологии применяют в Белоруссии, Казахстане и ряде других стран. Россия может пойти по такому же пути. Тем более, что для этого имеются все необходимые ресурсы.
Согласно экспертным оценкам, отечественная цементная промышленность готова выпускать продукцию, отвечающую требованиям дорожных строителей и в необходимом объеме.
"Значительный профицит мощностей российской цементной промышленности позволит ей существенно увеличить объем производимого цемента, если этого потребуют планы дорожного строительства, - считает Валерий Бодренков. - Загрузка 58 цементных заводов, которые работают на территории нашей страны, в 2022 году не превысила 61 процента".
По словам Валерия Бодренкова, при этом есть резерв для сдерживания цены на цемент: если увеличивается объем его производства и растет загрузка мощностей, то условно-постоянные расходы делятся на больший объем произведенной продукции, что существенно снижает себестоимость производства одной тонны.
Эксперты уверены, что активное применение цементобетонных покрытий при строительстве автомобильных дорог поможет качественно улучшить дорожную инфраструктуру в нашей стране.
"Для того, чтобы технология строительства дорог с цементобетонными покрытиями заработала в стране полноценно, необходим комплекс организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, - считает Валерий Бодренков. - Их реализация при участии государства в лице заинтересованных министерств и ведомств приведет к инновационному развитию дорожного строительства. Одновременно с этим повысится загрузка производителей цемента, что даст новые возможности для модернизации цементной отрасли".