Эксперты: продажа алкоголя онлайн - серьезный риск для здоровья населения

Дискуссия о возможной легализации дистанционной торговли алкоголем продолжается. Одни считают, что возрастет потребление алкоголя, чреватое для здоровья россиян, другие - что будет больше денег в бюджете.

Минувшим летом законопроект сенатора Андрея Клишаса о регулировании дистанционной продажи алкоголя уже был направлен в правительство, но затем его оперативно отозвали для доработки. Ключевым противником выступает Минздрав. А замглавы Минфина Алексей Сазанов на днях сообщил, что законопроект еще обсуждается, и его принятие пока не планируется.

Сторонники идеи говорят, что легализация поможет эффективнее регулировать этот рынок. На интернет предлагается расширить функционал ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта), успешно работающей в стационарной сети уже не один год. Правда, есть нюанс: ЕГАИС и прочие системы контролируют чеки, но отнюдь не гарантируют, что алкоголь из интернета не попадет к подросткам или "потенциально опасным" гражданам (многие преступления совершаются по ночам "под мухой").

Из отчета Научно-исследовательского финансового института Минфина (НИФИ) следует, что рынок нелегальной интернет-торговли алкоголем быстро адаптируется к изменениям. Интерес "нелегалов" к нему растет: разве это не самый удобный и легкий способ реализации контрафакта?

"Объем рынка нелегальных интернет-продаж алкогольной продукции в России оценивается в 30 млрд рублей, это около 100 млн бутылок, - отметил в ходе форума "Антиконтрафакт-2023" Дмитрий Русаков, директор по взаимодействию с органами государственной власти сервисов электронной коммерции Яндекс. - Сейчас действительно можно зайти на сайт и купить любой алкоголь, никто не будет проверять возраст, а покупатель не будет понимать, что это за алкоголь".

Долю фальсификата на рынке онлайн-продаж НИФИ оценивает в 53%. Число запросов в поисковике, по ключевым словам, "Алкоголь с доставкой" и "Алкоголь с доставкой круглосуточно" растет ежегодно более чем на 50%. По данным СМИ, в 2022 году в России заблокировали 6430 ресурсов с запрещенными законом предложениями о дистанционной продаже алкоголя. Количество таких блокировок растет более чем на 15% ежегодно, но это не компенсирует роста числа "зеркал" и перехода продавцов в другие каналы продаж (темпы роста - более 70%).

Легализация онлайн-продаж, конечно, еще больше повысит интерес к этому каналу реализации. Можно предположить, что она кратно увеличит масштабы посещаемости нелегальных сайтов, маскирующихся под легальные, потому что будет непросто отличить один сайт от другого, а то, что предлагают алкоголь с доставкой, не вызовет никакого удивления. Тогда как сейчас это сразу становится поводом для раздумий - добросовестные игроки предлагают розничные продажи только офлайн.

"Как только появится легальная интернет-торговля алкоголем, тут же появится нелегальная, - прогнозируется в Telegram-канале Кирилла Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. - Скажу больше: многие, кто заказывает спиртное онлайн <…> не догадываются, что это незаконно".

Пускать ради прибыли под откос политику здорового образа жизни и задачу снижения потребления алкоголя - дело неблагодарное, способное ударить и по государству, и по обществу. Значит, надо искать баланс. Можно предугадать, что уже орудующие в Рунете дельцы соблазнились идеей легализации и готовы начать делить новый рынок. Для них это своего рода "Дикий Запад". Как делить будут? Вовлекая в употребление алкоголя молодежь за счет повышения доступности и комфорта покупок в "магазине на диване"? А у нас ведь даже не во всех маркетплейсах решена проблема торговли прочим контрафактом, табачной продукцией и вейпами. Да и в целом, даже по достаточно безобидным товарам (детские смеси, кофе в зернах) потребители нередко жалуются, что после заказа на маркетплейсах получали в доставке контрафакт.

"Возможно, контрафакта и станет меньше, но суммарно все равно вырастет объем потребления алкоголя населением, - так комментирует идею легализации д.м.н Александр Немцов, ведущий российский эксперт в области проблем алкогольной смертности и алкогольной политики. - Всякая дополнительная возможность получить алкоголь увеличивает его потребление".

По его словам, с 2000-х годов в России наблюдалось заметное снижение уровня потребления алкоголя населением, что эксперт связывает с введением ограничений на законодательном уровне. На фоне пандемии коронавируса показатели впервые за много лет поползли вверх, сейчас они, по оценке Немцова, "довольно высокие", и важно этот процесс не подстегнуть.

По мнению помощника министра здравоохранения Алексея Кузнецова, "разрешение онлайн-торговли алкоголем только повысит доступность алкогольных напитков, приведет к росту объемов продаж и потребления, в том числе несовершеннолетними".

Существующий уровень доступности алкоголя и так сложно назвать низким - десятки тысяч розничных магазинов действуют по всей стране. В исследовании НИФИ отмечено, что доля нелегальных продаж в интернете (с доставкой на дом) относительно общих продаж алкоголя составляет всего 1,4% в пересчете на литры. Это малая доля, а сдерживать ее, видимо, удается благодаря законодательным запретам. Какой она станет, если запрет отменить?

С другой стороны, правы и те, кто ожидает роста поступлений в бюджет (объем недополученных акцизов из-за онлайн-продаж алкоголя в 2022 году оценивается НИФИ в 8,6 млрд рублей). Но если "переток" в онлайн приведет к демпингу цен, то спиртное станет еще доступнее и… еще опаснее. Даже не "всеобщая алкоголизация" станет проблемой, возникнет угроза жизни сограждан прямо здесь и сейчас. В охоте за покупателем "нелегалы" снизят и цены, и качество, и тут приходит на память недавняя трагедия с массовым смертельным отравлением "сидром". Не хотелось бы ее повторения.

Решение об онлайн-продажах должно быть продуманным, взвешенным и принятым с учетом мнения всех сторон. Спешки оно явно не требует: рынок сбалансирован, а механизмы контроля позволяют сдерживать рост контрафактной продукции.