Косачев: СНГ пережил все невзгоды, перейдя к статусу полезного механизма коллективного сотрудничества

На мой взгляд, есть определенная символика в том, что наш визит на парламентский саммит G20 в Индии проходит на фоне саммита глав государств СНГ в Бишкеке. Это показатель того, как функционирует, так сказать, многоканальная дипломатия - от дипломатии высшего уровня до парламентской. Наша страна - важнейший участник многих международных форматов (привет "изоляторам" России), и работа здесь не прекращается ни на минуту.
Павел Бедняков/ РИА Новости

Внимательно следим за новостями из Бишкека. Общие впечатления - саммит неординарный, и решения принимаются принципиальные, не все из них обсуждаются публично. Что понятно, учитывая беспрецедентное внешнее давление на всех без исключения участников данного формата.

Но то, как они справляются с давлением, впечатляюще проиллюстрировал в своем выступлении российский лидер: за январь-июнь общая прибавка ВВП - 2,2 %, рост промпроизводства на 2,7%, грузоперевозок - на 7%. На фоне показателей еврозоны (+0,5%, и минусовые величины в крупнейших экономиках) это весомо.

Важнее не отдельные цифры, а динамика и логика происходящего. Уже очевидно, что СНГ пережил все невзгоды, перейдя от фазы инструмента "цивилизованного развода" к статусу полезного механизма коллективного сотрудничества. Наработана огромная нормативно-правовая база. Единый реестр правовых актов и документов СНГ содержит 6679 документов, и это все живые, работающие механизмы, которые регулируют множество вопросов в самых важных сферах.

Не случайно, когда та же Украина захотела громко "хлопнуть дверью", вдруг выяснилось, что во многих сферах это банально невыгодно и непрактично: огромное количество тем, которые автоматом урегулированы со всеми участниками СНГ одновременно, пришлось бы кропотливо переподписывать с каждой страной отдельно.

Уже видно, что СНГ готов двигаться дальше от статичного к динамичному формату. В преддверии встречи в верхах прошло заседание Совета министров иностранных дел стран СНГ. И там прозвучало предложение Казахстана ввести статусы страны-наблюдателя и страны-партнёра СНГ. Это - показатель, что такие кандидаты уже имеются, и что организация представляет интерес и внешним партнерам.

Акцент на интеграцию соответствует тенденциям в современном мире, одна из которых - регионализация, и региональная самоорганизация. Это не антипод глобализации, но стремление решать проблемы региона собственными силами, без внешнего участия.

Во многом этому поспособствовали попытки Запада "клонировать" НАТО в других местах, а также активно влезать в дела иных регионов в стремлении противостоять укреплению их глобальной роли.

Усиленные атаки Запада на Россию вместо подчинения нашей страны диктату вызвали обратные тенденции: стремление стран и их сообществ максимально защитить себя от внешнего давления.

Именно в этом ключе прозвучали многие российские тезисы в Бишкеке, а также идеи к повестке российского председательства в СНГ в следующем году.

В частности, речь шла о создании независимой от внешнего влияния финансовой инфраструктуры, а также о широком использовании национальных валют во взаимных расчётах.

Предложено скоординировать сотрудничество в рамках СНГ со странами мирового большинства, а также продвигать общие подходы СНГ в ООН и на других многосторонних площадках.

Важным считаю и решения о поддержке русского языка в СНГ. Речь о коллективном решении, а не о чем-то, навязываемом нашей страной. Русский работает в качестве языка межнационального общения, и в этом объективно заинтересованы все.

Принято Заявление о продвижении русского языка как важнейшего консолидирующего элемента всего постсоветского пространства и средства межнационального общения, идея которого принадлежит Президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву. Подписан Договор об учреждении Международной организации по русскому языку, которая займется его популяризацией в мире.

В целом, уже понятно, что СНГ - не только жив, но готов развиваться дальше. Бишкек стал одной из важных вех на этом пути.