Начало X века, христианский Константинополь, столица Византии. Правит империей Лев VI Философ, личность занятная. Автор трудов по праву, инструкций о том, как развивать ремесла и торговлю, пророческих стихов и религиозных гимнов, император оставил потомкам еще и военное сочинение "Тактика Льва", хотя сам на поле боя никогда не бывал. При этом, несмотря на ученость и трактат по военному делу, военачальником Лев VI был никудышным: к примеру, в его правление Византия потеряла Сицилию. Да и сам богатейший Константинополь мог показаться легкой добычей для всех, кто бы вознамерился его завоевать. Летописи свидетельствуют: такими желающими оказались наши предки славяне, тогда еще язычники.
Согласно "Повести временных лет" русский князь Олег в 907 году начисто разорил столицу Византии. Тот самый пушкинский Вещий Олег, который, не имея обыкновения церемониться с врагами, обрекал "их села и нивы... мечам и пожарам".
По-видимому, впечатления от набега воинственной дружины Олега были так сильны, что уже одно приближение его кораблей к Константинополю наводило на жителей столицы ужас. Таинственное и мистическое происшествие, связанное с одним таким появлением кораблей Олега, и легло в основу нашего праздника.
Итак, Влахерны - северо-западная окраина Константинополя на южном берегу бухты Золотой Рог. Как сообщает церковное предание, в день, когда тревога горожан, узнавших о приближении кораблей неприятеля, была особенно сильна, христиане собрались во Влахернском храме у иконы Пресвятой Богородицы - похоже, на Льва Философа горожане уже не надеялись!
Вместе со всеми в храме молился и раб византийского вельможи Андрей, Христа ради юродивый, славянин. Именно Андрей и увидел во время моления Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную сонмом ангелов и святых. Преклонив колена, Божия Матерь со слезами молилась за христиан, а потом, сняв со Своей головы плат, распростерла его над стоящими в храме, защищая от врагов зримых и незримых.
Как сообщает предание, Андрей, трепеща, спросил стоявшего рядом с ним своего товарища Епифания, видит ли он "Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире". "Вижу, святый отче, и ужасаюсь!", - ответил Епифаний.
Летописи свидетельствуют: неожиданно для жителей Константинополя корабли с дружинами славян вдруг повернули назад. Город был спасен. Историки до сих пор не пришли к единству касаемо даты произошедшего и того, был ли это князь Олег с дружиной или захватчики-арабы. Но вот сам факт того, что корабли врага, вплотную подошедшие к Константинополю, без видимой причины изменили свои планы, врезался в народную память надолго. Как чудо, связанное с молитвой к Пресвятой Богородице, простирающей Свой плат, Свой Покров, Свою защиту над всеми молящими об этом. Это явление Пресвятой Богородицы, которая Своим Покровом защищает всех, ищущих Ее заступничества, и вспоминают во время праздника.
Давайте обратим внимание на то, что само событие, положившее начало празднику, было отнюдь не победой, а поражением русских. При этом - вот уж загадочная русская душа! - множество Покровских храмов наши предки возводили уже в память о наших воинских победах. Да и сами боевые победы часто приходились на праздник Покрова, потому и храмы освещались в честь него. Например, построенный Иоанном Грозным собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы, больше известный как храм Василия Блаженного - он был возведен в честь взятия Казани и победы над Казанским ханством, случившейся в день Покрова Пресвятой Богородицы в 1552 г. Другая московская церковь Покрова Божией Матери в Рубцове (сейчас улица Бакунинская) - не просто памятник русской воинской славы, но и свидетельство окончания смуты и начала возрождения Отечества. Возвели храм в 1618 году в честь того, что на Покров русские отбили нападение польско-литовских захватчиков, штурмовавших Москву. Возводили Покровские храмы и в честь избавления от нашествия французов.
Еще раз подчеркну: в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы вспоминают событие спасения Константинополя, на тот момент враждебного нашим предкам. Причем, возможно, Константинополь был спасен от набега наших же предков, но с XII века событие отмечают в России как праздник. Праздник заступничества Богородицы за всех православных христиан. В чем тут дело?
По словам епископа Василия (Родзянко), такое "самоотречение - историческое, народное - неслучайно". Оно свидетельствует о том, что народ несет в себе "мощь правды", понимание того, что истинно, а что нет. Поэтому любовь к празднику Покрова Пресвятой Богородицы свидетельствует о глубокой нравственной чистоте и силе нации, о сохранении в людях чувства правды.
Конечно, можно скептически отнестись к видению некоего юродивого раба и посчитать произошедшее совпадением - Господь никому не навязывается Своими чудесами, или, как выразился Альберт Эйнштейн, "при помощи совпадений Бог сохраняет анонимность". Но дело в том, что визуализация спасительного Покрова, распростертого Богородицей над молящимися, не противоречит внутреннему опыту каждого верующего, получавшего защиту по молитве к Божией Матери.
Покров в народе всегда горячо любили, это был день особый - на Покров не работали, на Покров играли свадьбы, а по тому, какая погода случалась на Покров, судили, какая впереди зима. Наши предки говорили: "Снег на Покров - зима выдастся снежная, но если он не покроет на Покров землю - и зима будет бесснежной". Сегодня метеорологи предупреждают: примете можно было верить лишь до середины XX века, изменение климата последнего полстолетия сделали ее недостоверной. "Не покрыл Покров, не покроет и Рождество", - а эта поговорка касалась уже не только снега, но и девушек на выданье: наши предки не были ханжами! Покров был издавна днем свадеб. И начинался этот день в церкви, на праздничном богослужении.