13.10.2023 14:10
Поделиться

Сон Обломова и роуд-муви. Что показали на фестивале театров Дальнего Востока

Команде фестиваля уже четвертый год удается невероятное - собрать в одном городе лучшие театры бескрайнего Дальнего Востока. Фестиваль проводится с 2019 года на базе Хабаровского ТЮЗа в рамках Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке при поддержке президента России. Созданный по инициативе Евгения Миронова и поддержанный Министерством культуры РФ фестиваль стал ежегодным праздником театра для жителей Хабаровска и отличной возможностью наладить творческие связи между театрами региона.

Программа смотра, проходившего с 26 сентября по 5 октября состояла из спектаклей разных форм - от монументальных опусов до камерных инклюзивных постановок. Параллельно прошла образовательная программа для участников, мастер-классы и лекции проводили специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга, а критики ежедневно обсуждали постановки с артистами.

Так получилось, что три из четырех якутских спектаклей были о национальном самосознании, принятии революции и особом пути Якутии. Мы увидели три формы патриотического спектакля, с очень простой и четкой структурой и отчасти дидактическим содержанием. Национальное в этих спектаклях было выражено не только танцами, пением или ритуалом, а больше нарративом. Если Юрий Макаров ставит спектакль "Не все ль равно" (Нюрбинский государственный передвижной драматический театр), используя средства агитационного театра, пусть и простые, но ясно доносящие суть, то спектакль "Алитет уходит в горы" Андрея Борисова (Саха академический театр им. П.А. Ойунского) - это уже блокбастер на театральной сцене, монументальный спектакль в минималистичных декорациях, эпическое полотно, представленное с помощью синтетического театра.

Спектакль "Не все ль равно" Нюрбинского государственного передвижного театра. Фото: Александр Белов, пресс-служба Хабаровского ТЮЗа

Совсем иначе тему национального самоопределения представил Театр юного зрителя (г. Якутск). "Легенда о кровавой метке" - спектакль о прошлом якутского народа, всматривание в исторический процесс, оглядка на конфликты и их преодоление в XVI веке. Но главная задача создателей - напоминание об исторических событиях, рассказ истории, мифа средствами, характерными и для драматического театра, и для театра кукол. Схематичность, четкая проработка образов с точки зрения пластики, легкий флер экспрессионизма делает эту работу прекрасным примером дидактического спектакля для молодежи, который поднимает сложные вопросы.

Спектакль "Легенда о кровавой метке" Якутского ТЮЗа. Фото: Александр Белов, пресс-служба Хабаровского ТЮЗа

Гимном любви всего фестиваля стал поэтический инклюзивный спектакль-рефлексия "Непоследняя поэма", представленный якутским театром "Алгыс". Основа спектакля - стихи из романа Рабиндраната Тагора "Последняя поэма", но вокруг этой поэтической канвы образуется удивительно эмоционально-насыщенная театральная форма, которую своими движениями и эмоциями создают актеры инклюзивного театра. Сюжетными линиями спектакля становятся преодоление, доверие, поиск контакта и особой, эмоционально насыщенной тактильности. Этот социальный проект, созданный Леной Ивановой-Гримм обнажает природу театрального искусства, приближая его к изначальным, ритуально-обрядовым формам существования. Самое неожиданное, с чем сталкивается зритель в течение этого опыта - искренняя, ничем не прикрытая подлинность выражения, полнота присутствия актеров, которая завораживает и переносит в особенное пространство доверия, поддержки и любви.

В фестивальную афишу вошли и спектакли, поставленные молодыми режиссерами по современным текстам. Два самых ярких - это "Катапульта" по пьесе Дмитрия Богославского и "Друг мой" Константина Стешика. Открыл фестиваль спектакль "Катапульта" театра драмы Уссурийского городского округа им. В.Ф. Комиссаржевской (реж. Г. Смирнов). Авторы спектакля сразу помещают зрителя то ли в компьютерную игру, то ли трехмерное игровое пространство, в котором главный герой Вадик выбирает, куда ему путь держать. Это блуждание по сказочному миру с выкрученными по максимуму цветами уводит героя к обретению короткой радости и неминуемой смерти. Главное достоинство спектакля - актерские работы, которые сочетают в себе вдумчивое осмысление темы, безупречное овладение этим красочным и многослойным текстом и само представление, уводящее к осмыслению российских 90-х, потерянного героя и народному плачу в мечтах о счастливой жизни.

Кульминацией первой половины фестиваля стал спектакль "Друг мой" Камчатского театра драмы и комедии. Режиссер Вера Попова превращает монодраму Константина Стешика в роуд-муви и разбивает моно текст на двух персонажей. Это тихое путешествие абсолютно внезапно заканчивается трансцендентным опытом. Где-то в пути между строк, в паузах, обыденности, серости, холоде, прячется откровение, которое настигает зрителя после спектакля, в паузе после окончания. При общем неминуемом движении спектакля, герои сначала практически не двигаются. Они существуют в бетонном лабиринте с кровавыми потеками, иногда перемещаясь как фигуры на шахматной доске. И главным выразительным средством актеров здесь является голос и, конечно, текст, который звучит громче любой музыки.

Режиссеры Дальнего Востока сосредоточились на поиске связей, которые рождают искусство и сохраняют равновесие в мире

Приморский краевой драматический театр молодежи (г. Владивосток) представил свою интерпретацию драмы Георга Бюхнера "Войцек". Драматург Виктория Костюкевич и режиссер Антон Шефатов создают пространство клаустрофобии, в котором зритель буквально сталкивается с воспаленным воображением Войцека. Три актера и пять персонажей жонглируют смыслами, примеряют роли и ведут очень сложную игру на острие ножа, иногда срываясь и начиная заново. Стоит отдельно отметить работу авторов спектакля со звуком, в рамках фестиваля это был один из лучших примеров работы с саунд-дизайном, идеально создающим атмосферу (композитор Андрей Чугунов, звукорежиссер Юрий Конаков).

Сразу же после "Войцека" был представлен "Обломов. Сон" Мирнинского театра в постановке Павла Никитенко. Если с точки зрения драматургии здесь были недоработки, то многонаселенное хтоническое пространство подземелья авторы спектакля придумали интересным. Обломов - плоть от плоти земли русской, он рождается в ее недрах и умирает, становясь ее частью. Биение сердца Обломова слышно в финале спектакля будто из глубин, из подсознательного, внедренного в подкорку каждого, сидящего в зрительном зале. Если Обломов играет в маске, по законам театра масок, то Штольц и Ольга - больше персонажи массовой культуры, будто выскочившие из телевизионного шоу. Но они в этом мире подземелья - только гости. Захар, няня, Тарантьев - вот кто охраняет врата этой пещеры, они всегда в движении, всегда на сцене и всегда рядом с Обломовым охраняют его чуткий сон. Не дать проснуться - зловещая цель хтонических обитателей этого спектакля, которая переносится и в зрительный зал.

Спектакль "Папа" Драматического театра Комсомольска-на-Амуре. Фото: Александр Белов, пресс-служба Хабаровского ТЮЗа

Спектакль "Папа" драматического театра Комсомольска-на-Амуре в постановке Дмитрия Акриша открыл тему семейных взаимоотношений. Драматургия спектакля и эмоции артистов в этом спектакле крепко связаны, так как мы сразу понимаем, что авторы деконструировали текст Горького, выводя на первый план личные истории актеров, хоть и рассказанные словами героев "Мещан". Если "Папа" фиксировал разрушение семейных связей и разрастающуюся пропасть между поколениями, то "Старший сын" Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева в постановке Саяна Жамбалова наоборот, утверждал жизненную необходимость семейного единства в современном мире. Художник спектакля Ольга Богатищева создала очень трогательное и камерное пространство. Сценическая площадка представляет собой перевернутый треугольник, который может оставаться в равновесии, а может склониться на сторону, разрушив всю мизансцену. В стену напротив зрительного зала вбиты штыри, что образует горизонтальную конструкцию. Так, лирическая кульминация спектакля проходит в замедленном танце на конструкции, что создает эффект парения героев. Сами актеры в начале спектакля существует в манере телевизионного шоу, с гэгами, юмористическими вставками и импровизациями. Но по ходу постановки игра становится глубже, актеры и персонажи ближе и в финале уже в глазах Бусыгина видны слезы радости от ощущения вновь обретенного семейного счастья.

"Старший сын" из Бурятии утверждает необходимость семейного единства в современном мире. Фото: Александр Белов, пресс-служба Хабаровского ТЮЗа

Завершал фестиваль спектакль Хабаровского ТЮЗа "Письмовник". Удивительно тонко и точно режиссеры Константин Кучикин, Петр Нестеренко и Михаил Тычинин представляют зрителю этот текст, не играя, не изображая, не надстраивая другими смыслами и вставками. Мы три часа находимся в стеклянном шаре мира "Письмовника", наблюдаем, сопереживаем и сочувствуем. Это восемь песен о любви в интерпретации восьми актрис театра, исполненных совершенно по-разному, ведь история взаимоотношения с хорошей литературой - это всегда индивидуальный способ переживания. Неудивительно, что именно этот спектакль стал кульминационным завершением всего фестиваля, в очередной раз напомнив о том, Хабаровский ТЮЗ - один из лучших театров региона.

Спектакль "Письмовник" Хабаровского ТЮЗа. Фото: Александр Белов, пресс-служба Хабаровского ТЮЗа

Председатель художественного совета фестиваля Виктор Рыжаков во время творческой встречи говорил о театре как об уникальном месте единения и обретения связей, которые и рождают искусство. Фестиваль, благодаря уникальной команде - Константину Кучикину, Анне Шавгаровой и Ольге Подкорытовой обрел свою самобытность и стал тем местом силы, куда хочется возвращаться.