300 знаковых скульптур ХХ века встретились в питерском Манеже

В Петербурге открылась выставка, на которой обязательно нужно успеть побывать. Экспозиция такой формы и наполнения в России представлена впервые. И вряд ли когда-то повторится. По крайней мере в ближайшие годы.
Инесса Суворова/РГ

"Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век" - за этим названием скрывается 333 самых знаковых и значимых скульптурных работ, созданных в это непростое, но яркое столетие. Два года шла подготовка: кураторы, сотрудники петербургского ЦВЗ "Манеж", Русского музея, Третьяковской галереи и других музейных институций тщательно и придирчиво отбирали то, что не только отражает эпоху, но и является безусловно лучшими образцами искусства.

- Здесь представлены работы из фондов 48 ведущих организаций страны, из частных коллекций и мастерских художников, - говорит куратор выставки, начальник выставочного отдела ЦВЗ "Манеж" Елизавета Павлычева. - Это и культовые, известные всем работы, и редкие, впервые экспонируемые, в общедоступном пространстве. Отбирая произведения, мы просто не могли остановиться, ведь ХХ век представлен огромным количеством выдающихся мастеров.

Но скульптуры - это только часть выставки. Вторая составляющая - видеохроника. Это другое измерение. По факту, прошлый век стал первым в истории человечества, который оказался запечатленным в движении. Соединение статики скульптур с движением на кинопленке - оказалось неожиданно гармоничным и исчерпывающим. Так отразился основной лейтмотив проекта - "хроника XX века в скульптуре и скульптура XX века в документальной хронике". На экране - лица самих мастеров, заснятых в процессе ваяния, а также тех, чьи образы, уже в 3D исполнении расположены в зале на постаменте.

Фото: Инесса Суворова/РГ

Кстати, о постаментах. Их на выставке нет. Как нет и вообще даже намека на внутреннее убранство Манежа. Все это скрыто за драпировкой бежевого цвета, что некоторым посетителям напоминает песчаные барханы пустыни. Нетронутым остался только пол и сами представленные работы. Это создает особую атмосферу, где ничто не отвлекает от главного - восприятия скульптур.

- Это позволяет каждому посетителю выстроить свой индивидуальный путь от одной работы к другой, - говорит профессор кафедры музеологии Санкт-Петербургского института культуры Александра Балаш. - Хотя, конечно, у кураторов наверняка предусмотрены свои, логически выстроенные маршруты. Но такая компоновка позволяет зрителю идти именно к той скульптуре, которая привлекла в данный момент.

И это особенно интересно, потому что идет по-настоящему интимное общение. Что, собственно, и требуется от искусства. Тем более, что в экспозиции действительно много работ из закрытых фондов. Одни вещи вообще показаны впервые. Другие - считались потерянными даже самими авторами. Так случилось с работой петербургского скульптора Марины Спивак.

- Скульптуру под названием "Грибоедов" она делала для Всесоюзной выставки скульптуры в 1983 году, - рассказывает ее муж, художник Александр Позин. - Помню, как мы тащили ее из Питера в Москву на остове от детской коляски. Приехали рано, пришлось гулять с "Грибоедовым" по заснеженному городу и даже заходить с ним в блинную. В конце концов оставили скульптуру в ЦДХ и, честно говоря, забыли. А сейчас неожиданно встретились. Оказалось, что сюда она приехала из Тульского музея.

И "Грибоедов" - не единственный, кто проделал до выставки столь большой путь. Наряду с работами Аникушина, Вучетича, Конёнкова, Мухиной, Неизвестного, Татлина, Церетели, Шемякина на выставке представлены и произведения скульпторов, в силу различных обстоятельств, оказавшихся в тени. Их имена известны только узкому кругу специалистов, но работы - талантливы и уникальны.

Особый интерес у публики вызвали изваяния исторических деятелей, чья жизнь и деятельность в разные годы оценивалась по-разному. Иногда кардинально противоположно. И если изображения Ленина, Сталина, Кирова еще более-менее знакомы молодому поколению, то о "втором вожде" Льве Троцком или руководителе НКВД Генрихе Ягоде мало кто помнит. А уж увидеть скульптуру с их изображением - даже из нынешних 50-летних - мало кому доводилось.

Такие уникальные вещи попали в экспозицию из частных коллекций. В фондах государственных организаций их и быть не могло.

- Любое упоминание Троцкого, признанного врагом народа, вымарывалось отовсюду, - говорит искусствовед, историк искусства и коллекционер Владимир Левшенков. - Как известно, даже в Советской энциклопедии было слово "троцкизм", а самого Льва Троцкого не было. Поэтому тот факт, что его бюст сохранился и его можно увидеть, иначе как чудом не назовешь. В 20-е годы прошлого века он через Коминтерн был подарен от ленинградцев Краснознаменному университету народов Востока. Какое-то время находился в Ташкенте, потом "уехал" в Германию, а уже в 90-е годы вернулся, где и я его и приобрел.

Как говорят посетители, на эту выставку хочется вернуться. Сколько ни смотри - что-то остается недосмотренным, недопонятым. Побывать здесь можно в любое рабочее время до 3 декабря. Команда Манежа подготовила для интересующихся еще и обширную просветительскую программу. Это не только экскурсионные туры и открытые дискуссии, но и арт-медиации, лекции и дополнительные мероприятия для детской, подростковой и инклюзивной аудиторий.