Ранее режиссер Расходников снял фильмы "Эластико", "Временные трудности", "Недетский дом", "Дорогой папа" (о воспитании детей, о трудных подростках), все они отмечены фестивальными призами, а их создателя нарекли "представителем мотивационного и социально значимого кинематографа". Новая работа - про отношения отцов и детей, на вечно острую тему, волнующую поколения.
В фильме "Дух Байкала" три главных героя: дед, отец и сын. Отец везет маленького сына на Байкал, к дедушке, чтобы оставить его там. Они только что потеряли маму, жену. Мальчик не ладит с папой, винит его в их горе и не хочет жить с ним.
"Давай рванем на море - сети поставим", - предлагает дед внуку. Они едут в машине, разговаривают. Мудрый дед наставляет внука: "Хорошее желание всегда исполнится. Байкал подсказывает, где удачу искать. Тут все силой наполнено, все живое, нужно с уважением отнестись ко всему...".
В это время внезапно испортилась погода (как всегда бывает на Байкале, автор этих строк - сама из тех мест). Начинается буря, налетает сильный шквалистый ветер - сарма. "Останемся в железке (машине - прим. "РГ") - замерзнем. Надо идти", - говорит дед. Оказавшись в снежном плену, они заблудились в торосах, потеряли друг друга. Поможет ли им Дух Байкала спастись?
Иркутянам фильм представила продюсер Дина Подпругина-Замалиева, директор кинокомпании "БайкалКино" (Улан-Удэ, Республика Бурятия). Она ответила на вопросы зрителей, а потом побеседовала с корреспондентом "РГ".
История действительно основана на реальных событиях?
Дина Подпругина-Замалиева: Да. Однажды актер Мосэ Куртанидзе (в фильме он исполнил роль отца) рассказал нашему режиссеру свою историю из детства. О том, как он вместе с дедушкой заблудился во время метели на зимней рыбалке на Байкале, как они чудом не погибли, как их искали…
Раньше Мосэ снимался в наших фильмах ("БайкалКино") "Решала" (их было несколько), тогда еще он не был профессиональным актером… Мы в то время снимали у нас в Бурятии спортивную драму "Эластико", когда он рассказал свою историю Мише. А тот не поверил: как можно заблудиться на гладком льду? Пока сам не убедился в том, что на Байкале не всегда тишь да гладь… Так из приключенческой истории она превратилась в философскую притчу, можно сказать.
Фильм говорит о том, что надо ценить то, что у нас есть, с благодарностью наслаждаться каждым прожитым днем. Нам этот фильм помог определить жизненные ценности. В 2019 году ушел из жизни мой супруг Евгений Замалиев, режиссер и продюсер, основатель кинокомпании "БайкалКино". Мы все переживали это горе, Миша в том числе, и появилась история, реальная, про человеческие потери, горе, которое необходимо пережить.
Сценарий Михаил Расходников начал писать в 2020 году, во время ковида. К съемкам приступили только в феврале 2022 года.
Как нашли исполнителей главных ролей? Объявляли кастинг?
Дина Подпругина-Замалиева: Роль мальчика Лени сыграл Илья Рязанов (сейчас ему 14 лет, во время съемок было 12). Он уже снимался у Михаила Расходникова - во "Временных трудностях", в "Недетском доме". Илья учился в театральной школе вместе с дочерью Михаила, где режиссер его и заметил.
И хотя мальчик нездоров (сложное заболевание кожи), имеет инвалидность, но он достойно справлялся с трудностями на съемках. Самый геройский герой из всех нас, взрослых.
На роль деда у нас было несколько кандидатур, но Олег Бабуев сразу покорил сердце Михаила Расходникова. Он известный у нас актер, народный артист Республики Бурятия, заслуженный артист России, служит в Бурятском академическом театре драмы им. Хоца Намсараева.
Опасными были съемки на льду Байкала?
Дина Подпругина-Замалиева: Условия действительно были суровые. Зима, морозы до сорока градусов. Мы специально ждали пургу, она была нужна нам для съемок. Сильным порывом ветра унесло палатку из нашего съемочного лагеря.
Но в основном бурю мы создавали искусственно. Не поверите - на Байкале зимой не было снега! Голый скользкий лед… Мы возили снег из поселка грузовиками. И наши постановщики лопатами подбрасывали его в воздух.
Несмотря на холод, никто из съемочной группы не простудился. Это удивительно. Все мобилизовались, сконцентрировались на работе. И бурханили тоже, конечно, чтобы никто не заболел, чтобы ничего плохого не случилось. Мы видели разрывы льда, переезжали их. А трещина, которую вы увидите в фильме, искусственно созданная, с помощью пилы. Сотрудники МЧС были рядом, помогали нам. Наш второй режиссер Гера Тараканов постоянно предупреждал: "Никто не подходит близко к трещине! Не дай бог, кто-то упадет!" И в какой-то момент после команды: "Камера, мотор, начали!" - он поворачивается спиной и сам проваливается туда… Успели вытащить!
Фильм сложнопостановочный, природную стихию сложно воспроизвести. Если не прибегать к помощи компьютерной графики. Но мы смогли это сделать, с небольшим бюджетом и дружной командой. Нам очень помог оператор Семен Атаманов из Якутска. Мне кажется, лучше якутов снимать так красиво белое ледяное поле мало кто может.
Снять игровой полнометражный фильм на льду Байкала нелегко и небезопасно. Но как же там красиво! Ночью выйдешь, ничего не видать, и такая тишина стоит! Только раздается треск льда. Звуки нереальные, просто космос! И понимаешь, что ты всего лишь песчинка в этой Вселенной.
Волки в фильме настоящие или это собаки?
Дина Подпругина-Замалиева: Это дрессированные волкособы из подмосковной зоостудии "Ковчег". В Чивыркуйский залив их доставили с приключениями. То машина сломалась, затем попала в аварию, потом дрессировщики с волками пересаживались на поезд… Целая эпопея.
И нерпенок настоящий, нашли его случайно. В выходной день часть группы отправилась посмотреть местные окрестности, красоты. Был прекрасный солнечный день. Взяли туроператора, поехали в Святой Нос. И увидели там на льду белька, детеныша нерпы, его буквально заклевали вороны. Девчонки сжалились, подобрали его, привезли к нам в лагерь. Как его выхаживать? Местные жители сказали нам: "Да он погибнет у вас. Его надо поить козьим молоком, и нужен определенный температурный режим…". Но мы справились. Он то и дело плакал, и наша художница по гриму все время носила его на руках, как ребенка. А Миша написал за одну ночь душераздирающую сцену, которую вы увидите в фильме. Сняли ее ночью и вызвали специалиста из Листвянки. Сделали нашему малышу домик из сала, чтобы он мог перенести дальнее путешествие - до Улан-Удэ, в Иркутск и затем - в Листвянку, и не перегрелся в пути.
Мы назвали его в честь персонажа фильма - Ленька. Он ведь тоже потерял маму. Сейчас у него все хорошо, он живет в специальном нерпинарии на Байкале, в Листвянке. Вырос в большого солидного Леонида и даже стал артистом, выделывает разные трюки! Кстати, мы продолжаем шефствовать над ним, ему могут помочь и зрители нашего фильма - в титрах есть специальный QR-код Фонда "Озеро Байкал".
Обращались за помощью к Духу Байкала во время съемок? Были экстремальные ситуации?
Дина Подпругина-Замалиева: Молились постоянно, чтобы все сложилось хорошо, чтобы духи Байкала к нам благоволили. Были сложные ночные съемки. Проблемы с волками. И мальчику было нелегко. У дедушки болели ноги. Мы попадали в бурю, когда едешь на машине - и ничего вокруг не видать. Страшно…
У нас была такая традиция: перед каждым выходом на лед мы обрызгивали его молоком - бурханили, это делал старший из бурятской группы. Такие байкальские обряды.
Были и подводные съемки, их осуществлял оператор Дмитрий Роговой, иркутянин. Команда у нас собралась интересная: буряты, москвичи, якуты, иркутяне, местные жители из Усть-Баргузина. Без местных парней и девчонок мы бы не справились. Они люди знающие, закаленные. Водители - ледовые капитаны - знают местность наизусть и провозили нас всегда безопасно. Представляете, девушки-повара готовили нам еду на 60 человек в палатке на льду (мы ведь находились далеко от берега) три раза в день. Даже блинами и пирожками баловали!
В интернете была информация, что на роль Духа Байкала решили пригласить Пьера Ришара. Не сложилось?
Дина Подпругина-Замалиева: Да. Уже вели переговоры, и Ришар был заинтересован, но ковид помешал нашим планам. Закрыли границы.
А роль деда, думали, сыграет Хираюки Тагава, голливудский актер с японскими корнями. Но Миша утвердил Олега Дамдиновича, и это правильное решение, по нашему общему мнению.
"Очень грустный фильм!" - сказали присутствовавшие на показе дети.
Дина Подпругина-Замалиева: Да, невеселый, но не все время ведь надо хохотать, стоит подумать и о чем-то серьезном. Мы старались сделать хороший фильм. В наше время, мне кажется, немного таких.
"Дух Байкала" представляли на нескольких кинофестивалях. Получили уже несколько призов: члены жюри отметили работы актеров Олега Бабуева, Ильи Рязанова, оператора Семена Атаманова. На международном фестивале детского, юношеского и семейного кино "Хрустальный нерпенок" (Улан-Удэ) взяли Гран-при.
Хотим показать фильм жителям Усть-Баргузина, где и снимали его. Весь поселок, можно сказать, помогал нам во время съемок.
Три компании участвовали в создании картины: Russian World Vision (финансирование), "Тема" (творческая часть), "БайкалКино" (производство). Мы получили поддержку Министерства Республики Бурятия и Министерства культуры РФ.