День голосования поляки встретили в состоянии глубокого политического раскола на сторонников власти и оппозиции. Правящая партия "Право и справедливость" (ПиС) и ее главный оппонент, оппозиционная "Гражданская коалиция" (ГК) во главе с бывшим премьер-министром Дональдом Туском, превратили предвыборную кампанию в затяжной конфликт, сопровождавшийся доходящими до крайности взаимными обвинениями, оскорблениями и громкими скандалами. Впрочем, на прошедших выходных польские избиратели смогли впервые за много месяцев от всего этого отдохнуть. В субботу и воскресенье в стране действовал режим тишины, и из внутриполитических новостей СМИ транслировали только нейтральные сводки о ходе голосования, а также официальные заявления центральной избирательной комиссии.
Окончательные политические итоги выборов, скорее всего, будут ясны еще позже результатов. Помимо точного распределения мандатов в польском сейме, важна будет также реакция основных соперников - признают они результаты или попытаются их оспорить. Предвыборные прогнозы давали шансы на власть как объединенной оппозиции, так и ПиС, а польские эксперты не исключали никаких сценариев, вплоть до отмены итогов, если они не устроят власть, и массовых протестов в случае проигрыша оппозиции.
Перед выборами почти половина поляков вполне допускала, что власти могут сфальсифицировать результаты голосования. В основном такие опасения высказывали сторонники оппозиционных партий, а их лидеры дополнительно эти настроения подогревали. "Они готовы на все. Это правительство перешло все границы цинизма и эгоизма, но они всегда отступают, если видят силу", - заявлял Туск в прошедшую пятницу, обращаясь к своим избирателям. Власти в ответ обвинили лидера оппозиции в попытках спровоцировать хаос и бунт в стране. При этом они заверяли избирателей, что ни в коем случае не допустят никаких фальсификаций, и призывали признать любой результат голосования, каким бы он ни был.
Но претензии оппозиции по поводу честности и справедливости выборов касаются не только нарушений непосредственно в день выборов и при подсчете голосов. За время своего правления ПиС фактически поставила под свой политический контроль ЦИК и другие контролирующие выборы органы, а также несколько раз меняла избирательное законодательство, внося в него выгодные для себя изменения. В частности, избирательные округа были нарезаны таким образом, чтобы придать больший вес голосам сельских жителей, составляющих основу электората ПиС. В то же время проживающих за границей поляков, а это более миллиона активных избирателей, которые голосуют преимущественно за оппозицию, на этот раз лишили права отправить свой бюллетень по почте. Чтобы принять участие в выборах, многим из них пришлось преодолеть значительные расстояния до избирательных участков. Кроме того, ПиС самым активным образом использовала имеющийся в ее распоряжении административный ресурс вплоть до организация параллельно с выборами референдума, смысл которого, по инению многих в Польше, заключался в продвижении повестки правящей партии.
Все это заранее породило у сторонников оппозиции сомнения в честности выборов. И если официальный результат окажется не в их пользу, эти сомнения вполне могут вылиться в несогласие и протест. По словам бывшего президента Польши Леха Валенсы, ситуация в стране балансирует на грани гражданской войны. "В конечном итоге на улицу выйдет еще больше людей. Я даже боюсь, что будет применено оружие", - заявил он накануне выборов в интервью французскому изданию Le Point. Правда, о рисках гражданской войны Валенса говорит уже много лет. Но с тем, что выборы могут повлечь за собой как минимум серьезный политический кризис, сейчас соглашаются многие польские эксперты.