В областном центре Южно-Сахалинске 2023 год прошел под знаком масштабной перезагрузки транспортной сферы.
- Мы последовательно улучшаем систему общественных перевозок города. В августе исполнился ровно год с момента начала транспортной реформы, - сообщил мэр Сергей Надсадин. - Впервые автопарк серьезно обновился - на маршруты вышли более 100 новых автобусов на экологичном топливе.
По словам директора Центра управления городской мобильностью Южно-Сахалинска Александра Попова, обновление подвижного состава - одна из ключевых задач реформы.
- Последнюю в этом году партию - 19 автобусов большого класса на газомоторном топливе - получим до конца года, - рассказал он.
На острове намерены газифицировать весь муниципальный автопарк. Всего в 2023 году планируется купить 248 автобусов на газомоторном топливе, в Южно-Сахалинск уже поступило 125.
На газомоторное топливо переводятся и личные автомобили - за три года 4313 машин стали работать на метане. А общее количество индивидуальных транспортных средств на экологичном топливе по области превысило пять тысяч единиц. Ожидается, что в этом году в регионе для заправки авто будет реализовано 8,5 миллиона кубометров метана - это почти в три раза больше, чем в 2020-м.
По информации регионального министерства энергетики, целевой показатель на конец 2025 года - 11 755 машин на газовом ходу.
Власти активно стимулируют сахалинцев и курильчан покупать такие автомобили либо переоборудовать бензиновые. Владельцы подобных средств передвижения платят только 50 процентов транспортного налога. А стоимость переоснастки машины компенсируется из бюджета (но не более 150 тысяч рублей). Такой же налоговой льготой пользуются и юридические лица, а предприятиям сельского хозяйства и пищевой промышленности положена компенсация в размере от 70 до 90 процентов расходов на покупку или переоборудование автопарка.
Программа развития низкоуглеродного транспорта предполагает переход не только на газомоторное топливо, но и на электрическую тягу. На 1 сентября 2023-го на территории Сахалинской области зарегистрировано 366 электромобилей и 717 гибридных легковых авто. Число электрокаров в 2023 году растет на 29 процентов. Для их владельцев с 2022 года отменен транспортный налог. Для них также выделены бесплатные парковочные места на платных муниципальных стоянках.
Быстро растет и необходимая инфраструктура: за 2021-2023 годы в островном регионе появилась 321 электрозарядная станция с 500 портами, 120 ЭЗС установлены в областном центре - город занимает второе место в России по количеству электрозаправок.
Правительство Сахалинской области поддерживает частных инвесторов, вкладывающих средства в эту сферу. Для компаний, занимающихся зарядкой электромобилей, тариф на электроэнергию снижен на 30 процентов.
Определены планы развития электротранспортного рынка на ближайшие годы. В 2024 году совместно с АО МАЗ "Москвич" в Сахалинской области будет открыт дилерский центр по продаже электромобилей.
Свой вклад внесет "КамАЗ": в 2025 году отечественный производитель грузовиков создаст собственный центр на территории островного региона, который помимо обслуживания машин будет решать и важную социальную задачу - обеспечивать перевод общественного пассажирского автотранспорта на экологически чистое топливо. Соответствующее соглашение было подписано на полях VIII Восточного экономического форума в сентябре этого года.
- Мы добиваемся увеличения доли транспорта, который использует "голубое топливо" и электротягу. Уверен, реализация соглашения с ПАО "КамАЗ" позволит сократить объемы автомобильных выхлопов в населенных пунктах нашей области, сохранить здоровье людей и природу региона, - сказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
В регионе поставлена задача перевести на чистое горючее не только автомобильный транспорт, но и железнодорожные локомотивы.
- Предложения абсолютно правильные, в ближайшее время Минпромторг России должен подготовить соответствующую программу, - заявил специальный представитель президента России по взаимодействию с Форумом стран - экспортеров газа Виктор Зубков. - После успешного перевода на газомоторное топливо железнодорожного транспорта на Сахалине минпромторг мог бы распространить опыт на другие регионы страны.
Локомотивы на острове будут работать не только на ГМТ, но и на водороде. Еще в 2019 году РЖД, "Росатом", "Трансмашхолдинг" и власти Сахалинской области подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по организации железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах. На прошедшем в конце сентября 27-м Дальневосточном энергетическом форуме "Нефть и газ Сахалина" руководитель направления АО "Русатом оверсиз" Юлия Соловьева подтвердила эти планы.
- Важно отметить два основных проекта, которые мы планируем здесь реализовать, - это "Водородный поезд" и завод по производству низкоуглеродного водорода. Одной из стратегических задач по водородной тематике является освоение технологии по всей цепочке передела водорода - от производства до потребления, - подчеркнула она.
В использовании низкоуглеродного топлива заинтересован и флот. На Петербургском международном экономическом форуме-2021 были заключены долгосрочные тайм-чартерные контракты на эксплуатацию "зеленых" (работающих на газе) танкеров "Проспект Королева" и "Проспект Вернадского" на проекте "Сахалин-2". Суда передадут фрахтователю в 2024 году на 10 лет.
- Переход на использование СПГ как топлива для морского транспорта следует трендам мировой декарбонизации и является одной из составляющих корпоративной стратегии "Экологичный СПГ", - отметил Роман Дашков, главный исполнительный директор компании "Сахалинская Энергия", оператора проекта "Сахалин-2".
По словам первого заместителя гендиректора - главного операционного директора "Совкомфлота" Алексея Хайдукова, для проекта "Сахалин-1" перевозчик уже принял три новых "Афрамакса" с возможностью работы на ГМТ, а в этом году планирует получить еще один конвенциональный танкер на ГМТ - "Восточный проспект".
По мнению директора по исследованиям ООО "Имплемента" Марии Беловой, у Сахалина хорошие перспективы по снабжению флота экологически чистым топливом, тем более в условиях роста объема перевозок по Севморпути и в страны АТР.
- Чтобы обеспечить растущий грузооборот по этим маршрутам, потребуется 50 новых танкеров, - прогнозирует она. - И почему бы этим судам не использовать СПГ как топливо? Причем в сахалинском Пригородном, где действует завод по сжижению газа, бункеровка может идти с существующих манифольдов, через которые загружаются газовозы.