Приветственное послание участникам форума направил председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Он напомнил о поставленной президентом России цели - достичь углеродной нейтральности к 2060 году, и о предлагаемых мерах по декарбонизации, включая поддержку внедрения прорывных технологий в сфере энергосбережения, улавливание и утилизацию СО2, "зеленое" финансирование. "Уверен, что только общими усилиями можно уменьшить последствия глобального потепления и сохранить Землю для будущих поколений", - отметил премьер-министр.
К участникам форума также обратились заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко и помощник генерального секретаря ООН, заместитель исполнительного директора программы ООН по окружающей среде Элизабет Марума Мрема. "Форум Ecumene - важнейшая международная площадка для обсуждения ключевых вопросов долгосрочного устойчивого развития, гармонизации и улучшения финансовой ситуации", - отметила она.
Традиционно генеральным партнером форума стал Газпромбанк, который не первый год активно участвует в решении задач климатической повестки. "Мы финансируем крупные промышленные проекты и при принятии инвестиционных решений обращаем внимание и на экологические аспекты. Сегодня две трети портфеля инвестиций в возобновляемые источники энергии в России профинансированы нашим банком", - рассказала заместитель председателя правления банка Елена Борисенко.
Она отметила, что Россия была одной из первых стран, которая задумалась о проблеме изменения климата. Пионером здесь стал советский ученый Михаил Будыко, который еще в 1971 году заявил, что именно антропогенные факторы станут причиной грядущего глобального потепления. Другой советский ученый Давид Арманд в своей книге "Нам и внукам" сформулировал своего рода манифест рационального природопользования, который затем лег в основу концепции устойчивого развития, опубликованной в докладе ООН "Наше общее будущее".
Ближайшие пять лет (2023 - 2027 годы) могут стать самими жаркими за всю историю наблюдений, прогнозируют во Всемирной метеорологической организации (ВМО). Кроме повышения температуры изменится и режим осадков. Все это будет иметь далеко идущие последствия для здоровья, продовольственной безопасности и для окружающей среды, считают в ВМО.
Природу уже начинает "лихорадить". "Мы наблюдаем взрывной характер чрезвычайных ситуаций, вызванных природными катаклизмами. Если раньше тайфун, заслуживающий внимания и превентивных мер, приходил на Дальний Восток раз в три года, то сегодня - три раза в год", - рассказал директор департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС России Александр Бондар.
Нужно понимать, что вакцины против экологической катастрофы не существует, и необходимо бережно относиться к главному ресурсу, а это - здоровье наших детей, отметил посол доброй воли ООН, председатель Всероссийского общества охраны природы (ВООП) Вячеслав Фетисов. "Россия должна возглавить процесс изменений, направленных на сохранение климата, обладая самой большой территорией, самыми большими природными ресурсами, лесным и водным богатством", - сказал он "РГ".
При этом выполнение одних целей устойчивого развития не должно идти в ущерб другим, необходим баланс, предупреждают эксперты. К примеру, если пойти по пути полного сокращения выбросов углерода к 2050 году, многие страны, особенно развивающиеся, будут иметь неприемлемые расходы, отметил научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Порфирьев. "Общий вектор во всех 17 Целях устойчивого развития - это качество жизни людей. И этот баланс не должен нарушаться", - подчеркнул ученый.
Вариант, выгодный и для экологии, и для кошелька людей, предложил рассмотреть советник президента России Валерий Фадеев. По его словам, стоит подумать, например, не только о переходе на электромобили, но и об увеличении срока службы машин. Ведь чем дольше они служат, тем меньше затрачивается ресурсов на их производство и меньше загрязнения. Но здесь также важна готовность людей перейти к иному режиму потребления. Например, ездить на одном автомобиле не менее 30 лет. "Сложнейший вопрос - как изменить отношение потребителя, а это в конечном счете и есть экологическое мышление", - подытожил он.
Один из инструментов сдерживания изменения климата - углеродные единицы. Одна углеродная единица равна сокращению одной тонны СО2. Они используются в рамках систем торговли выбросами в странах, где введено углеродное регулирование, или на добровольных рынках - как результат снижения выбросов парниковых газов или их поглощения, полученный в итоге реализации климатических проектов. В рамках добровольного рынка их можно продать компаниям, желающим уменьшить свой углеродный след или, если речь идет о регулируемом рынке, тем организациям, которые превысили установленный порог выбросов. Сегодня в мире функционирует 35 систем торговли выбросами парниковых газов. А объем глобального добровольного рынка оценивается в 2-3 миллиарда долларов США.
"Важнейший вопрос для российского рынка углеродных единиц - это качество климатических проектов и их верификации, - считает первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Салугина-Сороковая. - Мы придаем этому очень большое значение, наш банк принимает участие в разработке методологической базы климатических проектов и старается перенимать лучшие мировые практики в кооперации с другими странами".
Работа банка по развитию рынка углеродных единиц в России охватывает три необходимых компонента - формирование инфраструктуры, развитие экспертизы и бизнес-составляющую, пояснила "РГ" Екатерина Салугина-Сороковая. "Мы оказывали методологическую поддержку в рамках запуска реестра углеродных единиц. Мы также создали мощный центр экспертизы внутри банка для сопровождения полного цикла вывода единиц на рынок и их обращения, мы общаемся с лучшими экспертами на рынке, которые заинтересованы в развитии углеродного рынка и обладают компетенцией в этой сфере, - рассказала первый вице-президент. - А бизнес - это наши клиенты - крупнейшие промышленные компании, многие из которых являются экспортерами. Им важно снижать углеродный след своей продукции как за счет реализации климатических проектов, так и через покупку углеродных единиц".
Реестр углеродных единиц в России заработал в прошлом году. Сейчас в нем зарегистрировано почти 2,5 миллиона планируемых к выпуску единиц. 84 тысячи уже выпущено, заключены первые сделки покупки-продажи.
"Мы ожидаем, что компании будут больше торговать на бирже, а не делать двусторонние сделки, потому что сегодня важно, как происходит ценообразование на углерод, - пояснила "РГ" генеральный директор оператора реестра АО "Контур" Оксана Гогунская. - Если сделки публичные, то участники рынка могут увидеть, какие компании заинтересованы в снижении своего углеродного следа и по какой цене приобретаются углеродные единицы".
Что касается климатических проектов, они, по словам Оксаны Гогунской, разрабатываются уже по всей стране от Владивостока до Московской области. И если раньше большинство вопросов участников касалось регистрации в реестре, то сейчас компании хотят знать, какую взять методологию, чтобы соответствовать самому высокому качеству.
Выполнение задач устойчивого развития требует значительных финансовых ресурсов, которых подчас не хватает. И здесь на помощь могут прийти новые способы привлечения средств, например, развитие исламского финансирования (финансовая деятельность, соответствующая шариату - исламскому праву).
"С 1 сентября текущего года по 1 сентября 2025 года в России запущен пилотный проект, связанный с исламскими финансами, который будет действовать в четырех субъектах: Чеченская Республика, Дагестан, Башкирия, Татарстан", - рассказал советник и специальный представитель президента России по вопросам климата Руслан Эдельгериев.
Появляются также и новые формы денег. Так, в России в августе был запущен пилотный проект по введению цифрового рубля, в котором участвуют 13 банков. Важное качество такого рубля - гарантия сохранности, отмечают эксперты.
"Главным вопросом было, кто ответит в случае утраты данных, за ошибки в транзакциях? И в итоге регулятор взял эту ответственность на себя, то есть Россия в лице Центробанка гарантирует обладателю каждого цифрового рубля, что в случае его утраты за счет федерального бюджета все будет восстановлено", - отметила секретарь Общественной палаты РФ, председатель совета Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при президенте России Лидия Михеева.
Изменения касаются не только валют, но и денежных систем, финансовых рынков. Чтобы помогать целям устойчивого развития, они сами должны демонстрировать стабильность.
Российский финансовый рынок показал свою устойчивость. За полтора года не сократился объем инвестиций на внутреннем рынке. Сегодня наш долговой рынок - это 43,6 триллиона рублей, рассказал руководитель блока рынков капитала Газпромбанка Денис Шулаков. По его словам, рынок не просто стабилизировался, но и начал инновационное развитие - выпускаются новые инструменты: облигации в юанях, облигации, привязанные к цене на золото.
"Самый серьезный момент - мы восстанавливаем диалог с населением. Три поколения практически не участвовали в работе финансовых рынков. Технология распределения риска чужда нашим родителям, в целом старшему поколению. Но сегодня две трети оборота Московской биржи в акциях - это население. Только наш банк за неполный год разместил корпоративные облигации второго и третьего эшелона для населения на 60 миллиардов рублей", - отметил Денис Шулаков.
Примером конкретного шага на пути к устойчивому развитию стало еще одно событие, оглашенное на форуме, - первый на российском рынке выпуск ипотечных облигаций на сумму около 30 миллиардов рублей, которые обеспечены совокупностью "зеленых" и социальных жилищных кредитов Газпромбанка и поручительством ДОМ.РФ. Этот выпуск вошел в первую пятерку крупнейших размещений ESG-облигаций на российском рынке.
Всего за три дня форума Ecumene 2023 за его сессиями наблюдали 718 тысяч зрителей из 87 стран мира - вдвое больше, чем в прошлом году. В мероприятии приняли участие 143 спикера из 31 страны.
Были обозначены ключевые проблемы, требующие общего для всех решения. И особенно важным оказался вопрос доверия, отметила Елена Борисенко. "Вся система международных отношений после Второй мировой войны была построена по правилам победителей, то есть, по сути, на праве сильного, - сказала она. - Но новые вызовы настолько глобальны, что они не могут быть односторонне решены "группой сильных". Сегодня мир переходит от "права сильного" к "праву доверия", что потребует изменения сознания и нового глобального общественного договора. Наиболее эффективным и успешным будет тот, кто сможет к этому адаптироваться".