16.10.2023 20:24
Поделиться

В Китае может решиться судьба еще одного газопровода из России

На встрече российского президента Владимира Путина и китайского лидера Си Цзиньпина может быть наконец-то решена судьба проекта крупнейшего газопровода из нашей страны в Китай - "Сила Сибири-2" (экспортное продолжение называют также "Союз Восток"). На вероятное поднятие темы указывает то, что Путина в поездке сопровождает глава "Газпрома" Алексей Миллер.

Технически для строительства газопровода уже давно все готово, но нет контракта с Китаем на поставки газа. Без этого строить трубу пропускной способностью 50 млрд кубометров в год не начинают. Для сравнения: почти такой же была мощность взорванного в Европе "Северного потока" - 55 млрд кубометров.

Но сам газопровод нужен не только китайскому рынку. В России "Сила Сибири-2" должна соединить западную и восточную газотранспортные системы (ГТС). Это важно для газификации новых регионов страны, для расширения нашего экспортного потенциала в Азии и создания предприятий по переработке или сжижению газа в восточных регионах.

Кроме того, уже согласован маршрут прохождения трубы по территории Монголии, которая также заинтересована в импорте российского газа. Конечно, монгольский рынок не сравнится по объемам с китайским, но, учитывая экспортные потери "Газпрома" в Европе, сейчас не время отворачиваться от новых покупателей. В перспективе к 2030 году - а строительство газопровода дело не быстрое - Монголия может покупать 3-5 млрд кубометров российского газа в год, что даже больше объемов, что сейчас начал импортировать из России Узбекистан.

Фактически от Китая сейчас зависит только первоначальная мощность нового газопровода. Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, здесь размер трубы имеет значение. Для масштабной стройки подписание контракта стоит подождать. С другой стороны, строительство инфраструктуры на территории России для газификации новых регионов, например, Красноярского края, и соединения газотранспортных систем Востока и Запада откладывать уже не получится.

Трубу придется строить, есть соответствующие поручения президента по этому вопросу, в том числе газификация регионов до 2028 года. Конечно, "Газпрому" хотелось бы это сделать под большой экспортный проект, но начинать придется независимо от заключения контракта. Никакой трагедии, если он не будет подписан в этом году, не произойдет. Китаю этот газ нужен, он ему выгоден, поскольку немного дешевле альтернативных предложений, и в итоге мы договоримся, говорит Симонов.

Китай никогда не спешит с заключением контрактов, это самый сложный переговорщик, отстаивающий свои позиции до последнего, но этот газ нужен Пекину, соглашается зампред набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев.

Несколько иное мнение высказывает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. Китайская сторона может быть не до конца заинтересована в этом проекте. Дело в том, что вход данного трубопровода на территорию Китая находится достаточно далеко от центров потребления газа. А значит, Китай будет вынужден строить достаточно протяженную и дорогостоящую инфраструктуру доставки газа по своей территории. Эти потери можно компенсировать за счет скидки на российский газ. Но большой вопрос, насколько будет выгодно нам снижать цену, для того чтобы компенсировать доставку газа до Восточного побережья страны. В целом Китай критически не зависит от поставок из России, к примеру, в прошлом году импорт газа составил 147,8 млрд кубометров, из которых примерно 85 млрд было получено в виде сжиженного природного газа (СПГ), а остальное на поставки трубопроводами из России, Центральной Азии и Мьянмы. В этом году по "Силе Сибири" наш экспорт достигнет 22-23 млрд кубометров, но перспективы дальнейшего роста являются смутными, считает эксперт.

Но, с точки зрения Симонова, здесь есть еще и политический момент. Китай построил большую инфраструктуру для приема СПГ в портах на Восточном побережье, но вместе с этим рынком растут и его риски, связанные со стабильностью поставок и судоходством (крупнейшие импортеры СПГ в мире - Австралия, Катар и США, не самые дружественные Китаю страны). Объемы же поставок трубопроводного газа в Китай из Туркменистана, несмотря на переговоры о строительстве четвертой нитки газопровода, не безграничны. Причем газ из Туркменистана приходит и вовсе в Западный Китай, поэтому вопрос строительства инфраструктуры здесь стоит более остро, чем с российским газом, приходящим в Центральную часть страны.