В Счетной палате перечислили причины высокой степени устойчивости экономики РФ

При расчете экономических прогнозов на ближайшие три года возможны риски недостижения темпов роста потребительского спроса в качестве основного экономического драйвера, а также умеренное ослабление курса рубля.
Владимир Песня/РИА Новости

Что же касается доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета, то она будет только увеличиваться. Об этом сообщается в заключении Счетной палаты на проект бюджета на 2024-2026 годы, который анонсируется 16 октября на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. Документ есть на сайте ведомства.

В Заключении Счетной палаты прежде всего отмечается высокая степень устойчивости российской экономики и успешный процесс адаптации к новым внешним условиям, которые дали возможность нашей стране в рекордные сроки преодолеть основные последствия кризиса.

По мнению Счетной палаты, можно ожидать умеренное ослабление курса рубля с 85,2 руб. за доллар в 2023 году до 92,3 руб. за доллар в 2026 году. "Это произойдет на фоне постепенного восстановления торгового баланса и возвращение инфляции к целевому значению (4 %) в 2025 и 2026 годах (с 11,9 % в 2022 году и 7,5 % в 2023 году)", - отмечается в документе, с которым ознакомилась "Российская Газета".

Также объем доходов федерального бюджета в 2024 году прогнозируется в сумме 35 065,3 млрд руб., что на 6 391,2 млрд руб., или на 22,3 %, больше оценки поступления доходов в 2023 году, в 2025 году - 33 552,4 млрд. рублей, что на 1 512,9 млрд. рублей, или на 4,3 %, меньше, чем в 2024 году, и в 2026 году - 34 051,0 млрд. рублей, что на 498,6 млрд. рублей, или на 1,5 %, больше, чем в 2025 году.

По отношению к ВВП доходы, как предполагается, значительно увеличатся: с 17,3 % ВВП в 2023 году до 19,5 % в 2024 году, а затем снизятся до 17,6 % ВВП в 2025 году и 16,8 % ВВП в 2026 году.

Отмечается, что увеличение нефтегазовых доходов по отношению к ВВП с 5,3 % ВВП в 2023 году до 5,6 % ВВП к 2026 году связано с изменениями налогового законодательства в части изменения порядка определения котировок российской нефти и других параметров налогообложения нефтяной отрасли, а также динамикой основных параметров прогноза социально-экономического развития.

Доля ненефтегазовых доходов федерального бюджета по отношению к ВВП составит 13,1 % в 2024 году, 11,4 % в 2025 году и 11,2 % в 2026 году.

При этом прогнозируемое снижение ненефтегазовых доходов в 2025 году объясняется тем, что в 2024 году ожидается ряд значительных "разовых" поступлений. Дальнейшее увеличение ненефтегазовых доходов к 2026 году связано с ростом поступлений основных внутренних налогов (НДС, налог на прибыль организаций - прим. "РГ"), а также дополнительными поступлениями в результате корректировки налогового законодательства и реализацией мер, направленных на улучшение администрирования и повышение собираемости доходов.

Доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета увеличится с 30,9 % в 2023 году до 33,5 % в 2026 году, доля ненефтегазовых доходов федерального бюджета уменьшится с 69,1 % в 2023 году до 66,5 % в 2026 году.

Что же касается основных социально-экономических показателей экономики РФ, то, по мнению аналитиков Счетной палаты, они вернутся к докризисным уровням уже в 2023 году. Так, в среднесрочной перспективе прогнозируются стабильные темпы роста ВВП на уровне 2,2-2,3 % в год, что соответствует потенциальному ВВП (ВВП, рассчитанному при условии полной занятости населения через естественный уровень безработицы - прим. "РГ") на этот период.

В качестве главного драйвера экономического роста в 2023 году, по мнению Счетной палаты, выступит реальный сектор, и в первую очередь обрабатывающие производства. В среднесрочной перспективе ожидается активное развитие экономики предложения, направленной на удовлетворение внутреннего спроса - как потребительского, так и инвестиционного. Важную роль здесь сыграет и экспорт - его значение возрастет по мере переориентации на новые рынки. Что же касается экспорта товаров, то даже по итогам 2026 года останется на 6,8 % ниже уровня 2021 года. Также представляется завышенным рост объемов импорта, особенно промежуточного и инвестиционного (на 20,1 % и 12,5 % к концу прогнозного периода соответственно), в условиях, когда из-за санкций существенно ограничены поставки импортных комплектующих и товаров инвестиционного назначения.

Среди возможных рисков было названо недостижение необходимых темпов роста потребительского спроса. По данным Счетной палаты, его рост обеспечивается благодаря росту доходов населения. Однако динамика оборота розничной торговли (3,4‒3,6 % в 2024‒2026 гг.) - основного показателя, характеризующего потребительский спрос, - будет опережать как динамику ВВП (2,2-2,3 %), так и темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения (2,7-2,6 %). При этом аналитики полагают, что условиях высокой неопределенности граждане РФ могут проявить более сдержанную позицию при использовании кредитов и своих сбережений.