17.10.2023 19:51
    Поделиться

    Президента Грузии обвинили в нарушении конституции

    Конституционный суд Грузии признал нарушающими конституцию визиты президента Саломе Зурабишвили в европейские страны, совершенные ею в августе-сентябре 2023 года без ведома кабмина. В вердикте суд аргументирует, что Зурабишвили вмешалась в сферу деятельности правительства, которое должно определять внешнюю политику, и тем самым создала угрозу функционированию парламентской модели правления и устойчивости конституционной системы.

    Это решение дает парламенту основания поднять вопрос об импичменте Зурабишвили, которая, к слову, выступала против любого сотрудничества с Россией и придерживалась прозападного курса. Как ожидается, он будет вынесен на голосование на пленарном заседании в течение двух недель. Для принятия решения необходимо, чтобы инициативу поддержали 100 депутатов из 150. У противников Зурабишвили из правящей партии "Грузинская мечта - Демократическая Грузия" в парламенте 84 мандата, поэтому для импичмента им надо переманить на свою сторону представителей других политических сил.

    Решение суда дает основания для импичмента президента Грузии

    По мнению лидера партии Ираклия Кобахидзе, шансов получить 100 голосов "практически не существует". Однако поставленная цель уже достигнута, "нарушение не осталось без реагирования". По его мнению, теперь Зурабишвили "лишь формально рассматривается президентом".

    Авторитетно

    Курылев Константин, профессор РУДН, директор Центра исследований постсоветских стран:

    Хотелось бы сначала напомнить, что за человек Саломе Зурабишвили: это многое объясняет и в ее действиях, которые спровоцировали этот кризис, и в реакции на них общества и правящей партии Грузии. Зурабишвили ранее уже находилась у власти - это было во времена Михаила Саакашвили. Правда, недолго, но, тем не менее, она занимала заметный пост: была министром иностранных дел Грузии сразу после "революции роз" 2004-2005 годов. Как известно, она родилась во Франции - и этот сюжет очень важен, потому что грузинское общество не в полной мере ее приняло. Там и с языком проблемы, и с определенной идентичностью. Вспомним, как она выиграла президентские выборы в 2017 году: она сделала это во втором туре, и поддержку ей оказала именно правящая партия Грузии; без этого ей было бы сложно прийти к власти. Конечно же, то, как она, уже став президентом, начала себя позиционировать - и внутри Грузии, и особенно за ее пределами - очень многих в Грузии возбуждало. Ее выступления за рубежом и в целом ее позиция воспринимались не позитивно. Кстати, напомню: даже при Саакашвили, когда Зурабишвили была министром иностранных дел - она в конечном итоге оказалась в очень серьезной оппозиции действовавшей в тот период власти. То, что сегодня это повторяется (но немножко с другой стороны) - когда она оказывается в оппозиции теперь уже грузинскому правительству, будучи самой президентом Грузии - это показательно. Такое понимание реалий со стороны Зурабишвили постоянно вводит ее в конфликт с массами, грузинским обществом, теми или иными представителями власти - тогда это был президент, сегодня это правительство.

    Теперь перейдем к нынешнему кризису, с чего он начался. Напомню, что президентская должность в Грузии - скорее, представительная: глава государства в основном выполняет представительские функции. Вся полнота власти - в том числе в сфере внешней политики - находится в руках правительства. Так вот Зурабишвили пыталась в ходе своих зарубежных визитов как-то перетянуть одеяло на себя посредством ярких выступлений. Можно вспомнить, что, когда в Грузии были массовые протесты по поводу закона об иноагентах - она поддержала оппозицию. При этом поддержала с трибуны, находясь за границей, в Соединенных Штатах. Это показательно. Конечно, грузинское правительство восприняло это соответствующим образом. Потом - ее поездки по странам Евросоюза - Германии, Франции, Бельгии, где она встречалась с первыми лицами этих стран. При том, как заявляет правительство Грузии, разрешения на такие визиты и, самое главное, на встречи и разговоры ей не давали. Именно здесь исток того обвинения и импичмента, на который сегодня вышли: что она якобы нарушает конституцию Грузии; ту статью, где прописаны и обозначены соответствующие полномочия. Кризис вырастает именно из этого. Но изначально все коренится в самой личности Зурабишвили: я специально чуть углубился в прошлое с тем, чтобы показать эту ее внутреннюю конфликтную направленность, которая была всегда. Почему? Вероятно, сказывается ее зарубежное происхождение: она не в полной мере ассоциирует себя с Грузией и грузинским народом, то есть вопрос идентичности. И на это обращают внимание. Ее полностью так и не приняли за эти годы, что она находится у власти.

    Чем это закончится для Зурабишвили? На сегодняшний момент, насколько я в курсе этих раскладов в парламенте Грузии - а именно он после вердикта Конституционного суда должен принять соответствующее решение - нужно 100 голосов в пользу импичмента, чтобы он состоялся. Те расклады, которые есть сегодня - это порядка 90 голосов (то есть собственно правящая партия). Будет ли какая-то иная поддержка импичменту - сказать достаточно сложно. Тем более Зурабишвили очень уверенно себя чувствует: заявляет, что никуда не уходит. Поэтому трудно однозначно сказать, каким будет итоговый расклад в парламенте. Но в целомее неприятие грузинских реалий и прямой клинч с действующим правительством - это такой сигнал, что в грузинском доме явно не все в порядке во внутриполитическом плане.

    Подготовил Шабловский Владислав

    Поделиться