Музыкант, композитор и продюсер, художник и фотограф, режиссер театра и кино, создатель и лидер легендарной группы "Цветы", организатор первого в СССР независимого продюсерского центра SNC, в котором начинали свою карьеру многие отечественные рок-звезды, c 2022 года - член попечительского совета и консультант Нью-Йоркской оперы, Стас Намин дебютировал в симфонической музыке еще в середине 1990-х. Тогда созданный им Московский симфонический оркестр записал первые пять частей сюиты "Осень в Петербурге", которая после 2010 года была дополнена еще тремя частями.
"Впервые сюита прозвучала полностью в Московском международном Доме музыки в 2011 году в исполнении Московского симфонического оркестра "Русская филармония", а летом 2023 года была записана в Лондоне Королевским филармоническим оркестром под управлением Томаса Сандерлинга. Специально для этой записи и осеннего концерта в Большом зале консерватории я дописал еще две части сюиты. Она была номинирована на "Грэмми" и вошла в лонг-лист категории "Лучшее оркестровое исполнение" (Best orchestral perfomance)", - рассказал композитор.
Над симфонией "Centuria S-Quark" Стас Намин начал работать в 2014 году и завершил ее в 2016-м. Летом того же года она была записана в Великобритании Лондонским симфоническим оркестром с дирижером Ли Рейнольдсом и выпущена на компакт-диске фирмой грамзаписи Navona Records (Великобритания - США). Российская премьера симфонии состоялась в 2017 году в исполнении Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева.
"Я давно знаком со Стасом Наминым, был на его художественных, фотовыставках, концертах, и это, несомненно, многогранная творческая личность. Стас принял у меня эстафету в роли председателя Международного союза музыкальных деятелей и сейчас максимально погружается в очень важные вопросы, связанные с деятельностью организации. Симфония "Centuria S-Quark" меня приятно удивила. Несмотря на то что многие привыкли воспринимать Намина как представителя рок-сцены, у него очень сильный академический бэкграунд, и это проявляется в его сложных, симфонических произведениях", - отметил ректор Московской консерватории им. П.И. Чайковского Александр Соколов.
Название симфонии "Centuria S-Quark" отсылает одновременно к центуриям Мишеля Нострадамуса и современной теории строения материи, где "quark" - это ее мельчайшая частица. Композитор привлек к аранжировке сочинения музыканта и композитора Александра Слизунова, одного из лучших учеников Альфреда Шнитке.
Своими впечатлениями от работы над произведением поделился дирижер записи Ли Рейнольдс: "Диссонанс - это боль внутри нас, всех людей, которая в конце приводит к всеобщему апокалипсису. Стас умело достигает этого эффекта с помощью музыки. Мы действительно наслаждались этой работой".
Сочинение высоко оценили международные профессиональные музыкальные издания:
"Эта современная симфония Намина, вдохновленная беседой со Стивеном Хокингом и другими интеллектуалами, <…> - потрясающий материал, без единой фальшивой ноты, яркий и страстный". (Midwest Record, Vol. 43, No. 68, 2019-01-08)
"Это шедевр, <…> это классическое произведение, наполненное душой и духом". (Darren Rea, Review Graveyard, 2019-01-11)
"Сочинение Намина - это интригующее произведение с захватывающими тематическими идеями". (Cinemusical, 2019-01-25)
"Это фантастическое произведение!" (American Record Guide)
В ноябрьском концерте в Большом зале Московской консерватории примут участие два дирижера. Художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского, в прошлом - главный дирижер Венского симфонического оркестра, с 1997 года - постоянный гостевой дирижер оперного театра Цюриха, с 2000-го - первый гостевой дирижер оркестра Токийской филармонии Владимир Федосеев, а также Андрей Рубцов, выпускник Московской консерватории и Королевской академии музыки в Лондоне, где отмечен почетным званием Associate of the Royal Academy of Music. В прошлом Андрей Рубцов - ассистент Д. Ранниклса в Шотландском симфоническом оркестре BBC (Глазго), на фестивалях в Эдинбурге и BBC Proms в Лондоне.