На проспекте Карла Маркса в Курске кипит работа. Старые шпалы уложены друг на друга и возвышаются над рельсовым полотном. Осталось только проложить рельсы. Работа осложняется тем, что трамвайные пути пересекаются с сетями электро-, газо- и водоснабжения более чем в 250 точках. И активная фаза работ по обновлению инфраструктуры осложняется в том числе и по этой причине: каждое движение требует согласования и контроля, в том числе специалистами ресурсоснабжающих организаций. И все же темпы впечатляют: в городе уже смонтировано более трети рельсошпальной решетки. Помимо этого монтируется стрелочный узел на входе в Восточное депо.
Активное обновление трамвайных путей продлится до декабря. В правительстве Курской области сообщили, что до начала будущего года нужно будет смонтировать около 70 процентов всего объема. И уже в первом квартале на курские улицы должны выйти первые новые трамваи. В столице региона их уже восемь: пока вагоны служат водителям для обучения тонкостям управления.
В Липецке трамвайная инфраструктура также модернизируется не без шероховатостей. Во время рабочей поездки генеральный директор "Мовиста-Регионы Липецк" Сергей Чугуевец и мэр города Евгения Уваркина обсудили самый болезненный вопрос - обновление рельсов на Октябрьском мосту.
Состояние самого моста вызывает массу вопросов вот уже который год. И теперь, когда пришло время модернизировать трамвайную инфраструктуру и на нем, специалисты констатируют: состояние конструкции настолько плачевно, что менять рельсы не представляется возможным.
- Новые трамваи не должны идти по старым рельсам, - уверена Евгения Уваркина. - Нужно привести Октябрьский мост в нормативное состояние. Поэтому необходимо синхронизировать работы концессионера и проектной организации, от которой мы ждем решений по ремонту моста.
Заместитель главы - председатель департамента архитектуры и градостроительства Светлана Сурмий - представила три варианта решения проблемы Октябрьского моста. Первый предполагает надстройку на 13 существующих опорах моста новых несущих конструкций, второй - полную смену опор, и третий - строительство нового моста рядом с Октябрьским конкретно для трамвайного сообщения. Последний вариант в мэрии сразу назвали маловероятным: ведь средства на это потребуются колоссальные, а вот первые два важно рассмотреть подробно.
- Исходить будем из заключения, которое нам предоставят эксперты. Весной у нас должна быть готова проектно-сметная документация на капитальный ремонт Октябрьского моста, - сделала вывод Евгения Уваркина.
Она же обратила внимание на другую проблему: трамвайные пути пересекаются с двумя подземными переходами - около бывшего заводоуправления ЛТЗ и на пересечении улиц Краснозаводской и Третьего Сентября. При этом первый переход построен так, что его конструктивные элементы стали опорой для рельсов. Председатель департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Павел Звонарев добавил: этот переход - в аварийном состоянии. Можно, конечно, его отремонтировать, но в свое время он строился так, что оказался недостаточно заглублен. Поэтому теперь решено переход разобрать, засыпать грунтом, чтобы после концессионер смог восстановить дорожное полотно и уже после проложил новые трамвайные пути. А вот во втором переходе закроют один лестничный сход, над которым и лежат рельсы, а два других отремонтируют.
В целом же, как отметил Сергей Чугуевец, строительно-монтажные работы в городе идут по графику. Из 4,9 тысячи метров старых путей почти 3,3 тысячи обновлены, и 19 новых вагонов - уже в Липецке, ждут выхода на городские улицы.
Помимо экологически безопасного трамвайного сообщения, и в Курске, и в Липецке намерены развивать электробус. В обоих региональных столицах работают над инфраструктурой дня них, в частности - над созданием зарядных станций.
Так, в Курске таковых будет три. Уже известно, что первые электробусы будут обслуживать маршрут 7Э "Онкоцентр - Московская площадь". И пока в регион поступили только 10 машин и водители учатся ими управлять, зарядные станции размещают на конечном остановочном пункте "Онкоцентр" и в депо.
В Липецке ситуация похожая. Вопрос развития электротранспорта поднимался и на недавнем форуме, посвященном энергетике. Принимавший в нем участие спикер облсовета Владимир Сериков напомнил, что на закупку электробусов и инфраструктуры к ним выделено свыше полумиллиарда рублей.
В правительстве Курской области, в свою очередь, напомнили о том, что регион в числе 10 субъектов реализует программу комплексного развития городского электрического транспорта, однако более экологически безопасными будут городские пассажирские перевозки в целом.
- Основная доля общественного транспорта станет работать на компримированном природном газе и электрической тяге. Вредные выбросы сократятся в разы, а емкость подвижного состава увеличится, - отметили в региональном правительстве.
Впрочем, в Липецке благодаря развитию собственного машиностроения и электрокаров решили стимулировать экологизацию даже такси.
- Запускаем проект по поддержке электротакси. Вводим областную субсидию по стимулированию приобретения электромобилей в такси, - сообщил глава Липецкой области Игорь Артамонов.
Он отметил, что поддерживать будут, конечно же, липецкие электромобили. За каждое купленное таксопарком авто марки Evolute будет выплачена компенсация до 350 тысяч рублей.
- Претенденты на получение субсидии уже есть, - поделился Игорь Артамонов. - На этот год предусмотрели в бюджете 20 миллионов рублей, на следующий планируем 50 миллионов.
Развивать инфраструктуру для электротакси придется очень активными темпами. Однако в липецком правительстве решительно настроены и эту задачу решить. Первая электрозаправка в областном центре уже готова к работе.