17.10.2023 11:01
Поделиться

Как ОЭЗ способствуют развитию регионов присутствия

В России уже более 50 территорий с преференциальными режимами для бизнеса, и их число постоянно растет. За 18 лет существования особые экономические зоны (ОЭЗ) привлекли почти два триллиона рублей инвестиций и сделали возможным появление 50 с лишним тысяч рабочих мест. Однако для сохранения положительной динамики развития государство и бизнес должны пересмотреть часть действующих ныне практик и норм.

Стоит оговориться, что называть все территории с преференциальными режимами ОЭЗ некорректно. Существует четыре основных типа ОЭЗ (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые), а также 12 видов других площадок. Мы остановим внимание на кластерах, индустриальных и технопарках, а также непосредственно на ОЭЗ.

Интерес инвесторов и потенциальных резидентов к территориям с особыми налоговыми и таможенными режимами объяснить несложно. Во-первых, эти площадки находятся под контролем управляющих компаний, развивающих инфраструктуру и предоставляющих комфортные условия для ведения бизнеса. Во-вторых, резидентам предоставляется спектр льгот и особых условий, которые позволяют снизить риски и финансовую нагрузку, ускорить процессы принятия решений.

Территории с преференциальными режимами эффективны как инструмент развития регионов. Согласно данным Минэкономразвития на 2022 год, в ОЭЗ за все время их существования было зарегистрировано более тысячи резидентов, число созданных рабочих мест приблизилось к отметке в 60 тысяч, а общий объем заявленных инвестиций превысил 1,7 триллиона рублей.

Особый статус ОЭЗ позволяет желающим вложить деньги и быть уверенными в долгосрочном характере и стабильности инвестиций. Помимо преференций и льгот, привлекательность таких зон - во многом заслуга управляющих компаний, которые возводят и поддерживают комфортную инфраструктуру, создают условия для формирования новой предпринимательской культуры и бизнес-кооперации.

Территории с преференциальными режимами эффективны как инструмент развития регионов

Глобально можно выделить два основных формата освоения территорий с преференциальными режимами.

Первый - инвестиция в "гринфилды", то есть участки земли с подведенными коммуникациями и инфраструктурой, но без производственных площадок и иных строений. Здесь инвестору или предпринимателю необходимо практически с нуля возводить базу будущего производства.

Второй - инвестиция в "браунфилды", уже готовые площадки, иногда требующие модернизации. В этом случае производство может быть запущено гораздо быстрее, особенно при условии, что управляющей компанией уже подведена к помещениям необходимая инфраструктура.

Естественно, для большинства предпринимателей наиболее выигрышной кажется ситуация, когда они вкладываются в строительство нового производственного объекта с учетом своих нужд и требований. И казалось бы, в стране существует инструмент, который помогает находить средства под подобные запросы, - промышленная ипотека.

Раньше эта программа льготного кредитования была предназначена в первую очередь для покупки и модернизации существующих объектов промышленной инфраструктуры, а не для возведения новых. Ситуация получалась неоднозначная: предприниматель не мог использовать деньги для строительства своей недвижимости, тогда как имеющихся объектов катастрофически не хватало. Более половины всех промышленных площадей в стране непригодно для использования.

Сегодня промышленная ипотека существует в новой редакции - которая позволяет предпринимателям и инвесторам взять средства в том числе на строительство недвижимости. Однако рассчитывать на промышленную ипотеку могут только предприятия, относящиеся к разделу "С" ОКВЭД. Деятельность УК к нему не относится, хотя именно в зону их ответственности входят возведение, эксплуатация и поддержание инфраструктуры, в том числе жилых площадей для работников или производственных площадок для потенциальных резидентов. Предложение по разработке общероссийского классификатора экономической деятельности для УК кажется весьма целесообразным.

Альтернативным выходом из ситуации могла бы стать возможность предоставлять управляющим компаниям права, аналогичные с правами резидентов ОЭЗ, - то есть возможность располагать теми же мерами поддержки и преференциями, что и у остальных производителей. Такое решение, например, могло бы стать заметным стимулом в решении вопросов таможенного регулирования. В новой редакции ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" появляется понятие "договор о совместном производстве продукции" (ДСПП). Этот формат взаимоотношений позволяет предприятиям-резидентам совместно производить "инновационную продукцию", не уплачивая НДС и таможенных пошлин. И, невзирая на привлекательность ДСПП для инвесторов, из него на уровне законодательной нормы исключены управляющие компании - один из ключевых элементов, способствующих производству на сервисном и инфраструктурном уровне.

УК требуется активная помощь и поддержка со стороны государства. Профильные министерства осознают значимость таких компаний для повышения эффективности ОЭЗ как инструмента регионального развития. Однако в новой редакции ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" мер поддержки именно для УК практически не наблюдается. Как результат - слабая обеспеченность управляющих компаний сдерживает развитие территорий с преференциальными режимами.

В России уже более 50 территорий с преференциальными режимами для бизнеса, и их число постоянно растет. За 18 лет существования особые экономические зоны (ОЭЗ) привлекли почти два триллиона рублей инвестиций и сделали возможным появление 50 с лишним тысяч рабочих мест. Однако для сохранения положительной динамики развития государство и бизнес должны пересмотреть часть действующих ныне практик и норм.

Стоит оговориться, что называть все территории с преференциальными режимами ОЭЗ некорректно. Существует четыре основных типа ОЭЗ (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые), а также 12 видов других площадок. Мы остановим внимание на кластерах, индустриальных и технопарках, а также непосредственно на ОЭЗ.

Интерес инвесторов и потенциальных резидентов к территориям с особыми налоговыми и таможенными режимами объяснить несложно. Во-первых, эти площадки находятся под контролем управляющих компаний, развивающих инфраструктуру и предоставляющих комфортные условия для ведения бизнеса. Во-вторых, резидентам предоставляется спектр льгот и особых условий, которые позволяют снизить риски и финансовую нагрузку, ускорить процессы принятия решений.

Территории с преференциальными режимами эффективны как инструмент развития регионов. Согласно данным Минэкономразвития на 2022 год, в ОЭЗ за все время их существования было зарегистрировано более тысячи резидентов, число созданных рабочих мест приблизилось к отметке в 60 тысяч, а общий объем заявленных инвестиций превысил 1,7 триллиона рублей.

Особый статус ОЭЗ позволяет желающим вложить деньги и быть уверенными в долгосрочном характере и стабильности инвестиций. Помимо преференций и льгот, привлекательность таких зон - во многом заслуга управляющих компаний, которые возводят и поддерживают комфортную инфраструктуру, создают условия для формирования новой предпринимательской культуры и бизнес-кооперации.

Глобально можно выделить два основных формата освоения территорий с преференциальными режимами.

Первый - инвестиция в "гринфилды", то есть участки земли с подведенными коммуникациями и инфраструктурой, но без производственных площадок и иных строений. Здесь инвестору или предпринимателю необходимо практически с нуля возводить базу будущего производства.

Второй - инвестиция в "браунфилды", уже готовые площадки, иногда требующие модернизации. В этом случае производство может быть запущено гораздо быстрее, особенно при условии, что управляющей компанией уже подведена к помещениям необходимая инфраструктура.

Естественно, для большинства предпринимателей наиболее выигрышной кажется ситуация, когда они вкладываются в строительство нового производственного объекта с учетом своих нужд и требований. И казалось бы, в стране существует инструмент, который помогает находить средства под подобные запросы, - промышленная ипотека.

Раньше эта программа льготного кредитования была предназначена в первую очередь для покупки и модернизации существующих объектов промышленной инфраструктуры, а не для возведения новых. Ситуация получалась неоднозначная: предприниматель не мог использовать деньги для строительства своей недвижимости, тогда как имеющихся объектов катастрофически не хватало. Более половины всех промышленных площадей в стране непригодно для использования.

Сегодня промышленная ипотека существует в новой редакции - которая позволяет предпринимателям и инвесторам взять средства в том числе на строительство недвижимости. Однако рассчитывать на промышленную ипотеку могут только предприятия, относящиеся к разделу "С" ОКВЭД. Деятельность УК к нему не относится, хотя именно в зону их ответственности входят возведение, эксплуатация и поддержание инфраструктуры, в том числе жилых площадей для работников или производственных площадок для потенциальных резидентов. Предложение по разработке общероссийского классификатора экономической деятельности для УК кажется весьма целесообразным.

Альтернативным выходом из ситуации могла бы стать возможность предоставлять управляющим компаниям права, аналогичные с правами резидентов ОЭЗ, - то есть возможность располагать теми же мерами поддержки и преференциями, что и у остальных производителей. Такое решение, например, могло бы стать заметным стимулом в решении вопросов таможенного регулирования. В новой редакции ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" появляется понятие "договор о совместном производстве продукции" (ДСПП). Этот формат взаимоотношений позволяет предприятиям-резидентам совместно производить "инновационную продукцию", не уплачивая НДС и таможенных пошлин. И, невзирая на привлекательность ДСПП для инвесторов, из него на уровне законодательной нормы исключены управляющие компании - один из ключевых элементов, способствующих производству на сервисном и инфраструктурном уровне.

УК требуется активная помощь и поддержка со стороны государства. Профильные министерства осознают значимость таких компаний для повышения эффективности ОЭЗ как инструмента регионального развития. Однако в новой редакции ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" мер поддержки именно для УК практически не наблюдается. Как результат - слабая обеспеченность управляющих компаний сдерживает развитие территорий с преференциальными режимами.