18.10.2023 11:54
Поделиться

В Воронеже впервые поставили оперу Рахманинова "Скупой рыцарь"

Одноактную оперу Рахманинова на текст из "Маленьких трагедий" Пушкина впервые представили в Воронеже на сцене филармонии. "Скупой рыцарь" стал приношением и к юбилею композитора, и к грядущему 225-летию со дня рождения поэта.

Проект объединил выдающихся солистов из ГАБТа (Владимир Байков - Барон, Леонид Бомштейн - Ростовщик), Астраханского (Роман Завадский - Альбер) и Воронежского (Алексей Тюхин - Слуга, Герцог) театров оперы и балета. Акустика зала не совсем подходит для пения с оркестром, но артисты умело адаптировались к этим условиям, так что для публики никаких неудобств не возникло.

Яркая музыка, написанная почти век назад, ближе к симфонии, чем к традиционной опере, отметил руководитель постановки, дирижер Игорь Вербицкий:

- Сразу слышно, что это музыка ХХ века: по ритмике, по мелодике. Здесь идет сквозное действие, постоянное столкновение эмоциональных всплесков. У солистов вместо длинных арий - речитативы. Для оркестра Рахманинов потрясающие вещи придумал…

По словам Байкова, который в течение 2023 года не раз пел Барона в разных постановках, главная партия требует от баса большой концентрации: "Там есть настолько трудные места, что невозможно просто отдаться образу. К тому же сегодня нам приходится петь приблизительно на полтона выше, чем во времена Рахманинова, так как за столетие изменился камертон".

Опера сложна для исполнения, но зрителя захватывает с первых тактов и цепко держит до самого финала. Даром что каких-либо аттракционов и спецэффектов при концертном исполнении не предполагается, а жестикуляция и перемещения артистов ограничены пространством между скрипачами и дирижерским пультом. Тем не менее в этом узком "коридоре" уместилось и отчаяние озлобленного Альбера, оказавшегося у последней черты, и корыстная угодливость Ростовщика, и холодное достоинство Герцога, и целая гамма чувств Барона, одержимого любовью к своим сундукам.

- В этой опере нет ни одной женской партии и ни одной строчки про любовь, но она "забирает" слушателя своей психологической достоверностью, - подчеркнул Владимир Байков. - Ценно и то, что Рахманинов сохранил гениальный пушкинский текст. Он создавал партию Барона под голос Шаляпина, а певец почему-то решил, что музыка недотягивает до уровня стихов. Неправда, оркестровка здесь потрясающая! И не каждому оркестру она по силам. К счастью, воронежский симфонический - из тех коллективов, который способен такое сыграть.