В составленном рейтинге регионов каждому субъекту присваивался определенный индекс. На Ставрополье он составил 348. Среди других регионов СКФО в первую группу рейтинга вошел только Дагестан, заняв 20-е место с индексом 187.
В третьей группе оказались Карачево-Черкесия - 17-е место (с индексом 261), Чечня - 21-е место (246), Ингушетия - 24-е место (238) и Кабардино-Балкария - 30-е место со значением индекса 216.
Интересно, что аутсайдером среди субъектов округа стала Северная Осетия, заняв 33-е место в третьей группе рейтинга с показателем 195. Тут можно пояснить, что республика по своему географическому положению является одной из самых малоземельных в СКФО. В регионе крайне мало территорий, пригодных для ведения сельского хозяйства. Зато по другим экономическим показателям, например развитию промышленности, Северная Осетия находится среди лидеров округа.
Экспортный потенциал в составленном рейтинге оценивали по 22 критериям, объединенным в пять групп: экономика АПК, экспорт продукции АПК, инвестиционное развитие экспортного потенциала, система поддержки экспорта и работа региональных органов управления АПК. Субъекты разделили на три группы: в первой объем экономики АПК превышает 150 миллиардов рублей, во второй колеблется от 60 до 150 миллиардов, а в третьей составляет менее 60 миллиардов.
Стоит сказать, что Ставрополье, благодаря своему географическому положению и развитой транспортной инфраструктуре, ведет активную внешнеэкономическую деятельность. Сейчас в нее включены более 600 предприятий. Из-за санкционных ограничений в крае пришлось кардинально перестраивать работу с зарубежными партнерами. При этом объемы экспорта региону удалось даже увеличить.
По данным министерства экономического развития СК, поставка продукции из Ставрополья в другие страны за последние пять лет увеличилась в 1,7 раза и уже в 2022 году составила почти 2,7 миллиарда долларов. Экспортный оборот края вырос на 36 процентов. Даже в условиях ограничений и санкций Ставрополье в 2022-м отправило различных товаров в 103 страны почти на 1,9 миллиарда долларов, что на 21 процент превышает показатели 2021 года (из них один миллиард 370 миллионов долларов, что составляет 72 процента, приходится на дружественные и нейтральные государства).
- Итоги 2022 года уже позволяют говорить о глобальной перестройке экспортных потоков из Ставропольского края и России в целом, - говорит министр экономического развития Ставропольского края Денис Полюбин. - Среди предстоящих важных задач в работе регионального министерства экономического развития - открытие торговых домов и шоурумов Ставропольского края в перспективных для экспорта странах. Места их размещения будут определены совместно с предпринимателями. Планируется организация бизнес-миссий в Индию, Объединенные Арабские Эмираты и Иран. Также намечены визиты официальной делегации Ставрополья в Иран и Азербайджан.
В 2022 году экспортеры Ставрополья столкнулись с рядом трудностей: разрывом глобальных цепочек поставок, ростом тарифов на перевозки и перегруженностью международной логистики, увеличением срока доставки, задержкой в расчетах иностранных банков-контрагентов, отключением российских банков от системы передачи информации и совершения платежей SWIFТ, проблемами с работой на электронных площадках.
При этом федеральной поддержкой Российского экспортного центра на сумму 367 миллионов рублей воспользовались 18 ставропольских предприятий, которые получили компенсацию затрат на сертификацию и транспортировку продукции, патентование, подготовку продукции для конкретного рынка.
Сергей Левин, заместитель министра сельского хозяйства России:
- В настоящее время почти 70 процентов российского экспорта продукции АПК приходится на 10 регионов - лидеров страны. Однако у нас имеется гораздо большее количество субъектов, обладающих потенциалом для значительного увеличения аграрного экспорта. Если в 2017 году число регионов-экспортеров равнялось 17, то в 2022-м оно достигло 35. При этом увеличивается объем поставок, происходит отраслевая и страновая диверсификация регионального экспорта, то есть товары поставляются уже известным потребителям, которые привыкли получать продукцию из России.