По новому закону гараж - это нежилое здание, предназначенное исключительно для хранения транспортных средств. У него могут быть подвальные помещения и не более двух наземных этажей. К общему имуществу на территории гаражного назначения относятся проходы, ворота, ограждения, технические и другие площадки. Собственники машино-мест и нежилых помещений совместно владеют этим хозяйством. Они должны вносить все необходимые платежи - как жильцы многоэтажки, которые оплачивают содержание общедомового имущества.
- Закон упорядочивает эксплуатацию коллективной собственности владельцев гаражей, - отмечает член Общественной палаты РФ, председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. - Для управления многоквартирным домом выбирается УК или создается ТСЖ. Аналогичным образом будет осуществляться управление гаражными кооперативами. Зачастую землей на их территории распоряжались вопреки решению самих владельцев гаражей. Теперь это их коллективная собственность. Они несут все затраты - от охраны и освещения до уборки снега зимой. Договоры на такие работы будет заключать общее собрание собственников или выбранная им организация.
- Гаражные кооперативы постепенно превращаются в объединения собственников объектов недвижимости, - подчеркивает доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления РАНХиГС Николай Игошин. - Одной из главных задач стало наведение порядка на территориях общего пользования. Отдельные владельцы гаражей и земельных участков под ними считали, что забота об общих территориях - не их дело. Причем бороться с подобными проявлениями можно было только в судебном порядке.
Теперь собственник гаража не сможет сказать, что он отвечает только за свои 18 "квадратов", а остальное пусть содержит Пушкин. Член кооператива, уплативший паевой взнос, вместе с гаражом автоматически получает долю и в праве собственности на общее имущество, поясняет юрист компании "Центральный округ" Ксения Алферова. По ее мнению, в целом закон создает благоприятные условия для оформления прав на гаражи. Считается также, что он был принят в дополнение к закону о гаражной амнистии. Но с этим не все так просто.
- Гаражная амнистия нацелена на те объекты, которые являются недвижимостью и никак не оформлены, - поясняет Валерий Солдунов. - В первую очередь это частный сектор, гаражи, предоставленные муниципалитетами, а то и вовсе райсоветами. Даже если таких объектов много, это не объединения. Гаражные автостоянки в большинстве случаев оформлены по всем правилам и чаще всего не считаются недвижимостью. Если же объект находится в объединении и подпадает под амнистию, то новый закон, безусловно, с этим поможет.
А насколько вообще сегодня актуальны гаражные объединения? ? Не заменят ли их окончательно более современные паркинги? К тому же многие оставляют автомобили просто во дворе и даже не задумываются о покупке "квартиры для машины".
Ситуация различается в разных городах и регионах. В Петербурге, по оценкам автовладельцев, спрос на гаражи высок в связи с большим количеством личного транспорта. Предложений по их продаже не так уж много, а стоимость приличная.
- Но все равно затраты на гараж в городе в разы меньше, чем расходы на платную стоянку под открытым небом, - подчеркнул глава общества автомобилистов. - Гараж обойдется в 15 тысяч рублей в год, а стоянка - в четыре-пять тысяч рублей в месяц. Что касается дворов, то по всем нормативам это временное место парковки. А для постоянного хранения автомобиля надо использовать только гараж или паркинг.
В Архангельске гаражи также востребованы. По словам автовладельца Максима Ефимова, он раз в месяц специально проезжает по кооперативам в поисках "заброшки", чтобы купить ее подешевле. Но таковой практически нет. Другое дело, что не все объекты используются по прямому назначению - многие превратились в склады и мастерские.
- В Калининграде спрос на отдельные гаражи не такой большой, - делится наблюдениями местный житель Александр Никонов. - Покупатели нового жилья обычно вместе с квартирой сразу берут гараж на цокольном этаже дома или "официальное" парковочное место во дворе. Многие отказываются от гаражей из-за дороговизны. А доступные предложения в гаражных обществах на отшибе мало кого интересуют, учитывая компактные размеры региона. Если человек живет в центре Калининграда, он может пешком дойти до работы за 20-30 минут. Нет смысла гнать машину в гараж за десять километров.
В столице эксклава также популярны навесы для машин во дворах: несколько столбов и крыша. На таких стоянках машина не мокнет и не ржавеет, а в сыром гараже с этим могут быть проблемы. Занимаются навесами ТСЖ или УК.
Как бы то ни было, в перспективе обычные гаражи все равно будут трансформироваться в те же многоуровневые паркинги, прогнозируют специалисты. Это просто неизбежно в мегаполисах с дефицитом свободной земли. Сегодня в Северной столице зарегистрировано около 200 гаражных кооперативов, и вряд ли их число будет расти. Но те, что есть, теперь будут функционировать по новым правилам.