Ювелиры с большим опытом работы вспоминают, каким облегчением стало для них введение "упрощенки" в 2001 году. Рынок сразу "обелился", малый бизнес смог вкладывать средства в развитие производства, разрушенного в 1990-е, отмечает петербургский предприниматель, член правления Гильдии ювелиров России Сергей Куколевский. Отрасль прекрасно себя чувствовала до 2017 года, когда из-за санкций подскочили цены на драгметаллы. Рентабельность стала падать, а производство - сокращаться. Но настоящим ударом для малой "ювелирки" ее представители считают перевод на общую систему налогообложения (ОСНО) с 1 января 2023 года.
"Упрощенку" у производителей и продавцов украшений забрали в связи с тем, что в 2022-м отменили НДС на продажу физическим лицам золотых слитков для инвестиций. Были опасения, что это золото рекой польется в малый ювелирный бизнес, и для него решили поднять налоги.
- Нас приравняли к золотодобытчикам, хотя мы ничего не добываем, - подчеркнул Сергей Куколевский. - Наша отрасль - это в основном семейный бизнес. Владелец предприятия обычно сам работает мастером или продавцом. Когда ввели ГИИС, это уже вычистило до десяти процентов участников рынка, поскольку им пришлось нанимать бухгалтеров и закупать компьютерную технику для ведения этой системы. Кто-то закрылся, кто-то ушел "в подвал". Но после отмены УСН ряды ювелиров еще больше поредели.
В особенно сложной ситуации оказались те, кто работает с серебром, а это львиная доля малого ювелирного бизнеса.
- Серебро - отдельное направление в нашей отрасли, поскольку оно дешево стоит, - поясняет председатель правления Ассоциации малого ювелирного бизнеса Анна Романовская. - Этот драгоценный металл в 85 раз дешевле золота. В ювелирном изделии из серебра его стоимость составляет максимум 20 процентов. Все остальное - работа мастера, услуги производства и торговли. Предполагалось, что малый бизнес восполнит недоимку по НДС, который бюджет потерял на продаже слитков. Но серебро как инвестиционный металл ничего собой не представляет. Зато оно дает простор для творчества уникальным мастерам, которые создают из него настоящие шедевры, причем доступные людям. А вместо этого мы получаем тонны импортной фольги в светящихся боксах торговых центров.
По словам эксперта, в Петербурге с серебром работают талантливые художники, победители международных конкурсов, изделия которых представлены в Эрмитаже и Лувре. Но все больше мастеров уезжают за рубеж - именно из-за изменившихся условий работы.
- Мы можем потерять российские традиции ювелирного искусства, - считает Анна Романовская. - Мастера не могут заняться чем-то другим, они этим живут. А их фактически приравняли к крупному бизнесу. В результате уникальные изделия высокого качества заменяет одинаковая массовая продукция, которую даже в ремонт не берут.
Председатель региональной общественной организации "Содействие малому бизнесу" Янина Гришина отметила, что малый ювелирный бизнес - не только семейный, но и в основном женский:
- Мы говорим о демографии, но для повышения рождаемости женщины должны быть уверены в своем будущем. Мы также говорим об импортозамещении, однако в нем должен участвовать не только крупный, но и малый бизнес. Ювелирное искусство не может быть масштабным. Мы не должны уничтожать свою самобытность в этой области ради штамповки. У нас не появятся новые Фаберже, если мы не создадим нормальных условий для их работы, - говорит эксперт.
Ювелирная отрасль предложила снизить налоговую и административную нагрузку для работающих с серебром. В мае этого года президент РФ поручил рассмотреть возможность предоставления субъектам МСП, осуществляющим реализацию ювелирных и других изделий из серебра, права на применение специальных налоговых режимов. Поручение также касалось подготовки предложений по снижению административной нагрузки на такие организации и ИП.
В июне на одной из сессий Петербургского международного экономического форума шла речь о том, что совместно с налоговой службой рассматривается возможность вернуть малому ювелирному бизнесу "упрощенку" в отношении серебра. Но пока ситуация не изменилась.
- У нас ювелирное микропредприятие, ООО. Мы не можем прекратить свою деятельность и сняться со спецучета, пока есть остатки ювелирных изделий в ГИИС. Вот и приходится работать на ОСНО, распродавать эти остатки и платить огромные налоги. Но для статистики мы же не закрылись, - рассказала предприниматель Инна Иванкова.
Ювелирную отрасль ждет еще одно нововведение. В рамках ГИИС ДМДК уже маркируется каждое изделие, как молоко или шубы: оно получает уникальный номер и код. На нем также указываются пробы. При этом к марту 2024 года на новые золотые украшения надо поставить еще и физическую маркировку, а к сентябрю - и на все остатки в магазинах.
- Вот и представьте: на каждое маленькое колечко мы должны нанести Дата Матрикс код, - поясняет петербургский предприниматель Марина Балакшина. - Хотя с помощью ГИИС мы и так прослеживаем каждый грамм металла и камушек. Но в те жесткие сроки, которые нам дали, мы физически не успеем все промаркировать! А за хранение и оборот ювелирных изделий без этой маркировки предусмотрена уголовная ответственность.
Кроме того, при таком воздействии украшения способны потерять товарный вид, утверждает Сергей Куколевский. Камень может расколоться. Клеймо выжигается лазером, и возникает нагар. Если на производстве поврежденное изделие можно отполировать, то торговля не вправе к нему прикасаться. Но и это еще не все. Предприниматели, которые уже начали применять физическую маркировку, сообщают, что половина таких кодов попросту не читается.