Поделиться

В Арктике отменили "потолок" тарифов на электроэнергию для промышленных объектов

Госдума отменила предельный уровень тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке и в Арктике для коммерческих организаций с целью стимулирования предпринимательской активности. С этой целью были разработаны изменения в Федеральный закон "Об электроэнергетике", который принят сразу во втором и третьем чтениях. Поправки позволят устанавливать свободные цены на электроэнергию для ряда объектов в неценовых зонах оптового энергорынка. Напомним, неценовые зоны - это территории, в границах которых оптовая торговля электроэнергией производится по регулируемым тарифам. Поправки вступят в действие с 1 января 2024 года.

С этой даты генерирующие предприятия и потребители электроэнергии, объекты которых расположены в неценовых зонах и введены в эксплуатацию после 1 июля 2017 года, смогут заключать двусторонние договоры купли-продажи электроэнергии по свободным ценам, которые больше не будут ограничены предельными уровнями тарифов. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, это должно облегчить обеим сторонам достижение предварительных договоренностей о цене на электрическую энергию и мощность, а также о сроках, на которые предполагается установить эти цены. Кроме того, согласно обновленному закону, с 2024 года на розничных рынках электроэнергии появилась возможность заключать двусторонние договоры купли-продажи, которые заключаются по принципу take or pay (бери или плати). Этот принцип подразумевает, что покупатель должен полностью оплатить весь заявленный им объем электроэнергии независимо от того, сколько киловатт-часов будет потреблено в реальности. На данный момент арктические инвесторы платят только за потребленный объем.

- Сегодня сроки окупаемости энергетической инфраструктуры, которую строят генерирующие компании, сильно растянуты, - говорит президент Ассоциации НП "Сообщество потребителей электроэнергии" Валерий Дзюбенко. - Это означает, что в нынешней нестабильной экономической ситуации возникает слишком много рисков, что влияет на стоимость проектов. Если потребитель будет согласен в рамках двустороннего договора оплатить данные инвестиции в ускоренном режиме, то срок окупаемости может быть сокращен, что снижает степень неопределенности. Это особенно важно для тех инвестпроектов, которые имеют наиболее жесткие временные рамки.

С другой стороны, никто не отменял "принципа жадности". Благодаря отмене "потолка" генерирующие компании получат соблазн завысить тарифы, чтобы получить максимальную прибыль. Но, по мнению эксперта, двусторонний договор дает возможность этого избежать, если ответственно подойти к формированию его условий. Кроме того, есть возможность воспользоваться механизмом технологического ценового аудита, который практикуется для проектов с участием естественных монополий. В этом случае ключевые условия инвестпроекта, в том числе энерготарифы, тщательно проверяются и проходят общественное обсуждение. Это еще один способ для инвесторов исключить избыточные расходы.

- Такой пример уже есть. Это касается одной из электростанций, которая строится на Дальнем Востоке, сейчас продолжается обсуждение ее капитальных затрат, - добавляет Валерий Дзюбенко. - Эта стройка планировалась еще в досанкционный период. Сейчас затраты на нее возросли кратно и составили в совокупной сумме десятки миллиардов рублей. Ясно, что оборудование с тех пор сильно подорожало, но рост затрат вызвал у регулирующих организаций сомнение. Был введен технологический ценовой аудит, по результатам которого удалось уменьшить затраты примерно на десять процентов от заявленного уровня. Сумма "экономии" в итоге составила несколько миллиардов рублей. И эта история еще не закончена.

Сами потребители относятся к этой реформе неоднозначно. С одной стороны, отбивать затраты на строительство энергетических мощностей в северных регионах необходимо, и чем быстрее это удастся сделать, тем лучше. Арктика и Дальний Восток испытывают серьезный дефицит вложений в эту отрасль. Доля инвестиций в энергетику, ЖКХ и ТКО в общем объеме привлеченных инвестиций по заключенным резидентским соглашениям за период с 2016 по 2021 год составила менее одного процента, отмечают в Госдуме.

Сегодня заводы в Арктике не могут позволить себе обогрев цехов — для них это дорого

С другой стороны, инвесторы в один голос говорят о дороговизне электроэнергии в Арктике и необходимости государственной поддержки, чтобы компенсировать хотя бы часть расходов на нее. По словам Ивана Щукина, генерального директора предприятия "ПМК "Северная", производящего различные металлоконструкции в моногороде Мончегорске Мурманской области, тариф на электричество для предприятия составляет 5,9 рубля за киловатт-час, причем в 2021-2022 годах он стабильно держался на уровне 5,3-5,35 рубля. Никаких льгот по энергоснабжению при этом компания не имеет.

- По этой причине промышленные предприятия в Мурманской области стараются не отапливать цеха, - говорит Иван Щукин. - Такая возможность появится только в том случае, если тариф будет на уровне 2-2,5 рубля. Административный комплекс, конечно, отапливается, потому что иначе в нем будет совсем невозможно работать. Но обогрев цеха стоит очень дорого. Мы отопление цеха не можем себе позволить, как и наш партнер в Мурманске, имеющий такой же цех, хотя на рынке он уже 15 лет. Льготы на электроэнергию очень нужны, предприниматели неоднократно поднимали этот вопрос, и мы надеемся, что нас все-таки услышат.