История незатейлива: потерявший маму подросток отправляется с дедом по льдам зимнего Байкала порыбачить, оба попадают в снежную бурю и едва не гибнут, но мистические силы великого озера приходят на помощь. Снято на реальном Байкале, и песенное "славное море" становится еще одним - по идее, главным - героем картины. Его мощь, его просторы, его загадочная жизнь даже в том, что мы увидели, оставляет незабываемое впечатление: съемки с дрона показывают его и в затишье, и в бурю, и под ярким солнцем и в свете луны (оператор Семен Аманатов). Реальные прибрежные поселки, вмерзшие в лед рыбачьи суда, реальные торосы, сквозь которые пробивается утлый "рафик" деда, и по которым скользит на лихих виражах иномарка отца - все это могло бы сообщить фильму дух подлинности, здесь его несомненный козырь.
Интригует зачин: отец по снежной дороге везет четырнадцатилетнего Леньку к деду и едва не врезается в промелькнувшего на миг загадочного старика, преградившего дорогу и исчезнувшего. Возможно, это и есть искомый дух Байкала, а возможно - просто привиделось.
Дед давно не видел внука и всячески хочет его побаловать - хотя идея смотаться к морю на отказывающейся заводиться машине-развалюхе сразу покажется сомнительной: дни стоят морозные, и ледяные просторы легко могут обернуться братской могилой. Но дед лих, для своего возраста легкомыслен, и когда накатит снежная буря, она почему-то станет для старого опытного сибиряка неожиданностью: в замерзшей машине они с внучонком будут безмятежно распевать про "город золотой". Причем ни он, ни Лешка и виду не показывают, что им холодно, в большинстве кадров даже пара изо рта не видно.
Дед и внук по воле сценаристов очень склонны к философии: "В чем смысл жизни?" - интересуется в ледяном безмолвии, не отрываясь от мобильника, Лешка, и столь похвальная любознательность подростка в экстремальных условиях сразу кольнет неправдоподобием. Таковы все дорожные диалоги фильма: они чрезмерно литературны и написаны неумело: дед выглядит и умудренным, и неумным одновременно. Для опытного рыбака, знающего капризы местной погоды, он ведет себя необъяснимо, и лихие гонки по ледяным торосам, которые он доверяет азартному подростку, выглядят самоубийственными. Да, конечно, приключенческому фильму нужны приключения, но обусловленные преодолением опасно сложившихся обстоятельств, а не собственного безумия - в этом случае не веришь ни одному повороту событий.
Буря застигает героев уже на половине фильма, и оставшиеся сорок минут она основательно укачивает не столько деда с Ленькой, сколько самих создателей картины, не знающих, что делать с персонажами. Всё теперь происходит в кромешной тьме, и о событиях мы скорее догадываемся, чем их видим. На помощь пропавшим мчит на иномарке отец, но и он в какой-то момент оказывается парализованным стужей. В монтаже картины нет единства места и времени: то перед нами гладь неоглядная, то непроходимые торосы, то светло, то вдруг смеркается. Для драматизма придумана схватка с волками, которые легко пугаются размахивающих ветками людей и бесславно убегают. Для мистики введена покойная мама, явившаяся Леньке то ли во сне, то ли по ходу байкальских легенд и песен, которые, перемешивая русский с бурятским, горланит не сдающийся дед. Я бы поставил двойку и звукорежиссеру, который даже не пытается передать гул этого бесконечного пространства, и одинокие крики "Леня-а-а!", сыгранные по принципу "то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя", совершенно явно наспех записаны в студии. И хотя кровь стынет в жилах от одной мысли, что мальчонка там один в необъятном ледяном безмолвии при космической стуже, на экране все выглядит понарошку - уже не веришь ни одной реплике, ни одному деланому вскрику.
Из актеров картины лидирует четырнадцатилетний Илья Рязанов в роли Леньки-заики; подростка трудно винить в том, что взрослые коллеги не умеют создать на экране ощущение мороза и опасности. В роли деда колоритен бурятский театральный актер Олег Бабуев. Он хорошо имитирует интонации и способ изъясняться позднего Ельцина - только непонятно, зачем, но и это уже вопрос к режиссеру.
Авторы фильма в интервью рассказывали, каково им было все это снимать на морозе за 40 градусов. Можно понять, как им ценен каждый кадр, давшийся такой ценой. Но они этими кадрами упиваются, не в силах пожертвовать ни одним, и практически останавливают действие фильма; при этом ощущение мороза и опасности так и не возникает. Снятый на уникальной натуре среди льдов и торосов, фильм убеждает даже меньше снятого в павильоне среди фанеры и картона.
Среди сценаристов фильма - актеры по главной профессии Александр Кузьминов и Мосю Куртанидзе (последний играет в фильме отца), а на счету режиссера Михаила Расходникова убедительных картин пока не числится. Вот и теперь при всех прекрасных устремлениях авторов мы получили картину, которую любой худсовет запорол бы как непрофессиональную. Но худсоветов у нас больше нет, и средний уровень кино катится все ниже: умение, мастерство и талант создателей заменили дроны и цифровые камеры, которыми успешно овладели даже любители. Намерения авторов все чаще приходят в непримиримый конфликт с их умениями и возможностями.