Жертвами нелегальной черной торговли чаще всего становятся обезьяны и львы. Совы с переломанными крыльями от фотографов-живодеров не улетают. А лемуры и сурикаты, наоборот, убегают от своих владельцев. На улицах находили и тигров огромных размеров, и крошечных крабов. Их отправляют в Центр реабилитации диких животных департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Есть такой центр - он находится в Подмосковье, в живописном лесу. Журналисты "РГ" побывали там.
Большая территория, постройки, хоздвор. Ветеринарный кабинет, инкубаторы. И вольеры, вольеры. Этот центр существует более 10 лет. Сюда попадают животные, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Как эта пара венценосных журавлей. Хочу подойти ближе, но родители не дают. Защищают птенца! Ох, и долго будет расти "венец" у новорожденного - года три, не меньше.
Вот в центр реабилитации принесли черепашку. Болотная черепаха входит в Красную книгу Москвы. Без ссадин и переломов, а ведь запросто могла и под колеса машины попасть!
Чтобы отличить енота от енотовидной собаки, нужен профессионал. Сергей Бурмистров - начальник отдела сохранения биоразнообразия департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Можно просто - Сергей. Ветеринар и биолог.
Ежегодно на горячую линию правительства Москвы поступает 1500 звонков по поводу диких животных. То леопардов ловили на Карамышевской набережной. В Крюковском лесопарке - восьмимесячных медвежат.
- И всем клички дают?
- Если прежний хозяин сказал кличку животного, то ее оставляют. Но бывало и так, что приносили попугая Кешу, а он оказался девочкой, - улыбается Сергей.
Экскурсии здесь не проводят, посетителей нет. И вольеры без ограждений.
Старый осел подошел за спиной. Шерсть с сединой, зубы у жвачных животных стираются со временем. В чаще леса кто-то жутко завыл! Сергей сказал, что это изюбр. А изюбр - это подвид благородного оленя. Надо же, какой неблагородный звук издает!
Уши прижала. И к прыжку готова. Так бывшая цирковая тигрица играет со мной. Белке уже лет 15. Она перестала выступать на арене в силу возраста.
Нур - ее сосед по вольеру. И вот его история. Какой-то человек решил купить себе тигра за 450 тысяч рублей. И держал экзотическое животное в собственном гараже. Нашли Нура грязного и больного. Привезли в центр реабилитации. С трудом от мазута отмыли!
А у львицы Гелы нет берцовой косточки на лапе, но это с рождения. Штифт титановый стоит: спицы, пластины. Ветеринары делали ей операцию, и не одну.
Лев Симба бегает по вольеру, а два года назад бегал по поселку Телешово в Подмосковье. Животное изъяли. Тигренка Зевса вообще нашли в автомобиле каршеринга. Амурских дальневосточных котов - в обычной московской квартире.
Не исчезает мода на экзотических животных. Свою лепту вносят глянцевые журналы и китайский гороскоп. В год Дракона на улицах Москвы ловили игуан, в год Свиньи - поросят. Несколько лет назад началась мода на енотов, которая продолжается до сих пор.
Классика жанра: убежавший от хозяев енот-полоскун сидит на дереве где-нибудь в Подмосковье. Однажды в центр реабилитации поступил звонок: "Мне продали енота, сказали, он домашний. А он - дикий. Кусается и дерется! Заберите его, пожалуйста!"
У леопарда Тихона были хозяева богатые. А он для них - дорогой игрушкой. Генета - хищное млекопитающее из семейства виверровых. У нее длинное и необычайно гибкое тело. Генеты распространены в саваннах и тропических лесах Африки. Окраска у них пятнистая. А рядом самец рыси обыкновенной окраса серого - готовится к зиме. Раньше он жил в институте по изучению генетики.
"Барсик, Барсик!" - зовет дикую кошку управляющий Центром реабилитации диких животных Арвидас Яблонскис.
У него фамилия литовская. И 11 лет опыта работы с животными - без отпусков и выходных. Управляющий заготавливает сено на тракторе. И сам закупает корм. На всех млекопитающих уходит четыре тонны мяса в месяц. Трехразовое питание по системе все включено.
Что с этими животными будет дальше? Многих по зоопаркам раздают. Несколько лет назад амурского тигра Тамерлана передали в Ярославский зоопарк, другой тигр уехал в Великий Устюг. 20 змей из центра реабилитации поедут в коллекцию Ленинградского зоопарка.
По закону, если у вас есть дикое животное и вы с ним не справляетесь, - имеете полное право передать зверя в специализированный приют.
Перед тем как принять в центр реабилитации, его посадят на карантин. В течение 30 дней сотрудники будут следить за здоровьем животного. И тогда дикий зверь получит медицинскую справку и паспорт - ветеринарный.
Задержка в развитии, проблемы с пищеварением - с такими проблемами поступают животные. За год через центр реабилитации проходит до 600 особей. Точный подсчет здесь никто не ведет. Говорят, плохая примета.
И если животное из местной фауны - его выпустят в Московской области. 27 уток выпустили на прошлой неделе, сокола и сову.
Рулит сова хвостом. А у одной неясыти хвост обломился о железную переноску, в которой птицу носили фотографы. И предлагали прохожим сфотографироваться за 300 рублей. Скоро неясыть обрастет пухом и перьями и полетит в сторону Москвы.
В отдельных вольерах фазаны: золотой, алмазный, серебряный. И бойцовые породы гусей. Пеликаны шлепают лапами с перепонками. Подбрасываю жирную селедку, а они хватают еду на лету.
Заходим в птичник. Личный шеф-повар нарезает попугаям салат - помидоры, зелень, огурцы. Огурцы зеленые, попугаи Ара - синие. Розовый какаду инка с хохолком - очень дорого стоит.
Москва - город контрастов. Тут сурикаты бегают по улице! А лемура кошачьего поймала голыми руками Росгвардия. Войска национальной гвардии оказались рядом и первыми, когда лемур сбежал из дома в центре Москвы.
Как экзотическое животное привезли в Россию?
Силовые структуры работают с Центром реабилитации диких животных на постоянной основе. Уголовное дело заведут, а звери идут как вещественные доказательства. Если, конечно, выживут при транспортировке.
Фенек - миниатюрная лисица с крупными относительно тела ушами. Недавно десять особей незаконно летели в самолете из Египта в аэропорт Внуково. Без кислорода и воды - погибли все.
Идем к вольерам с приматами. Верветки, лапундеры - тоже изъяты у контрабандистов. И все они в какой-то степени пострадали от общения с людьми. Представьте, у ловца обезьян примат стоит 5 долларов. При ввозе в страну - уже 100 долларов, а при продаже на опыты - 10 тыс. долларов.
Василий Васильевич проснулся - это магот (магрибский макак). И две яванские макаки открыли грустные глаза. Их в Брянске изъяли - это было резонансное дело. 50 макак в двух небольших ящиках, в каждом по 25 приматов.
Контрабанда обезьян из Вьетнама - обычное дело. Их тесно набивают в клетку, иногда перематывая скотчем. Вот сидит черный мангобей - мрачный. В прошлом году был случай: такая же обезьяна в Подмосковье на девочку напала. И сильно покусала. Вырвалась из вольера у частного владельца.
В вольере справа сидит павиан. Он знаменитость. Его заставляли ходить на Красной площади, носить кожаную жилетку и фотографироваться с туристами.
Куда же девают животных, которых нельзя выпустить на волю или передать в зоопарк? Остаются здесь. "На дожитии" и полном довольствии.