Пять лучших премьер в столичных театрах в октябре

Московские театры открыли новый сезон, и почти в каждом уже выпущены первые громкие премьеры. Что смотреть в октябре? "Российская газета" предлагает свою афишу, в которой вы найдете новое прочтение классики, сценические версии романов модных писателей, молодую и острую драматургию. Выбор - за вами.
Мало кто знает: "Ивана Васильевича" Булгаков писал специально для Театра сатиры. И вот впервые пьеса воплощена на сцене, для которой создавалась.
Мало кто знает: "Ивана Васильевича" Булгаков писал специально для Театра сатиры. И вот впервые пьеса воплощена на сцене, для которой создавалась. / Пресс-служба Театра Сатиры

1. "Иван Васильевич". Театр сатиры, ближайшие показы - 29 октября и 12 ноября, цена билета - от 4500 до 20 000 рублей

Свой юбилейный, сотый сезон Театр сатиры открыл пьесой, которая была написана 90 лет назад специально для этого театра, но никогда не появлялась на сцене. Несмотря на это, текст Булгакова, разобранный на цитаты, стал частью русского культурного кода. Худрук Сергей Газаров разрешил этот парадокс комедией положений, столкнув на сцене две эпохи.

Сюжет пьесы нам хорошо знаком и разворачивается вокруг перемещения героев в пространстве с помощью машины времени, созданной инженером Тимофеевым. Однажды во время опыта изобретатель нечаянно отправляет управдома Буншу с жуликом Милославским в позднее Средневековье, а царь Иван Васильевич Грозный обнаруживает себя в московской коммуналке...

"Булгаков часто обращался к фантастическим сюжетам, и в них чувствуется тревога о человеке, который пытается войти на территорию неизведанного. Все это актуально и сегодня: генная инженерия, искусственный интеллект, клонирование - мы осваиваем новые пространства, где сами еще не знаем ни законов, ни правил", - подчеркивает режиссер.

2. "Лес". Театр им. Маяковского, ближайшие показы - 28 и 29 октября, цена билета - от 2000 до 9000 рублей

В день рождения Театра Маяковского на его основной сцене представят премьеру "Лес". Постановка худрука Егора Перегудова посвящена сразу двум важным вехам: 200-летию со дня рождения Островского и 100-летию постановки Мейерхольда "Доходное место" по пьесе классика.

"Лес" соберет на сцене "Маяковки" молодых артистов и звезд. Одну из главных ролей сыграет Анна Ардова. Фото: Пресс-служба Театра им. Маяковского

На перекрестке лесных дорог, посреди России сходятся два провинциальных артиста, комик Счастливцев и трагик Несчастливцев. Дорога доводит их до "Пеньков" - усадьбы богатой помещицы Гурмыжской, где творится "темный лес". Молодые женятся на старых ради денег, бесприданницы топятся от любви, все врут и никто не счастлив...

"Пьесы Островского часто ставят как театр в театре, - отмечает Егор Перегудов. - В "Лесе" мне кажется важным другое: актеры привносят игру в реальную жизнь, и в этом шанс рассказать про театр искренне. Мы ищем способ выразить театр на сцене не через слова и декорации, а через то, как люди проживают сложные моменты своей жизни при помощи фантазии. Мы бедные, а ведем себя как будто богатые; нас гонят, а мы играем свою востребованность. И вдруг эта вторая игровая реальность преображает первую".

Среди исполнителей главных ролей - Анна Ардова, Вячеслав Ковалев, Дарья Повереннова, Сергей Удовик.

3. "Чагин". Московский театр "Современник", ближайшие показы - 10 и 25 ноября, цена билета - от 1200 до 3000 рублей

Самый свежий роман Евгения Водолазкина первой и пока единственной в сценическую версию превратила команда "Современника".

Прожить целую жизнь вместе с Чагиным можно в "Современнике". Фото: Пресс-служба Театра "Современник"

Есть воспоминания, которые бережно хранишь в сердце, а есть то, что хочется навсегда вычеркнуть из своей жизни. Но Исидору Чагину это недоступно: наделенный уникальной способностью запоминать абсолютно все, он невольно оказывается заложником собственной памяти.

"Евгений Германович взял тип "маленького человека" из нашей литературы и поместил в сегодняшние события - не буквально, но в абсолютно понятные нам обстоятельства. Мы видим путь героя, который барахтается, как в стиральной машинке, и пытается остаться человеком", - говорит режиссер Сергей Тонышев.

Идея постановки этого текста родилась у него в рамках лаборатории "Хочу как О. Н.", стартовавшей в "Современнике" в прошедшем сезоне и посвященной Олегу Ефремову. А тандем модного автора и многообещающего режиссера - сама суть философии прославленного театра.

4. "Расскажи мне про Гренландию". Театр "Практика", ближайшие показы - 22 и 23 октября, цена билета - от 1000 до 2500 рублей

Историю о преподавательнице географии, приехавшей в провинциальную школу и стремившейся изменить к лучшему жизнь местных подростков, поставил Юрий Квятковский. Сакральные отношения "учитель - ученик" здесь достигают предельной опасности: сталкиваются мировоззрения детей и взрослых - ершистое, рассерженное, конфликтное и глубокое. Учительница идет навстречу классу, но проигрывает в неизбежной схватке.

Отношения "учитель - ученик" - в фокусе внимания нового спектакля Юрия Квятковского. Фото: Предоставлено театром "Практика"

"Мне очень нравится, что этот год у нас - Год педагога и наставника, режиссеры вновь стали размышлять на тему отношений учеников и учителей. Как раз об этом постановка Юрия Квятковского, в ее основе - современная пьеса, но в традициях "Дорогой Елены Сергеевны", - рассказала "РГ" о премьере руководитель "Практики" Марина Брусникина.

Эскиз постановки получил высокие оценки на экспериментальной лаборатории "Артхаб" в МХТ им. Чехова и был доработан до полноценного спектакля в Школе-студии МХАТ. В "Практике" он выйдет в новой редакции.

5. "Маскарад с закрытыми глазами". МХТ им. Чехова, ближайшие показы - 28 октября, цена билета - от 1000 до 7500 рублей

Новую версию "Маскарада" выпускают в МХТ им. Чехова - к знаменитой одноименной лермонтовской драме режиссер Петр Шерешевский добавил повесть Артура Шницлера "Новелла о снах", а на главные роли Арбенина и Нины пригласил Игоря Верника и Марию Фомину.

Новая версия лермонтовского "Маскарада" - одна из главных премьер юбилейного года МХТ им. Чехова. Театру - 125 лет. Фото: Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова

"Лермонтов сочинил драму в "традиции предельных страстей". Драму, которая так и не увидела сцены, не была издана при его жизни. Хотя он много раз переписывал ее, пытаясь преодолеть цензурный запрет. Но главным в этой истории он не мог поступиться - предельно мрачным, пессимистическим взглядом на природу человека. Арбенин, главный герой этой драмы, изначально воспринимает мир как вместилище порока. Эта пьеса - бунт против общества и мироздания. Вот почему была так возмущена цензура: в этой пьесе негде, не на чем утвердить мораль", - подчеркивает режиссер.

В версии МХТ Арбенин по профессии филолог, лермонтовед. Он как будто бы предупрежден. Но насколько наши знания предохраняют нас от дикости, страстей? Создатели спектакля уверены: достаточно маленького толчка, чтобы современный человек завис на краю пропасти.