Как сообщает пресс-служба департамента транспорта Москвы, такие видеокамеры уже тестируются на самых популярных у самокатчиков маршрутах и в местах, где больше всего происходит аварий с участием СИМ. Пока они обнаруживают только три отступления от правил. "Например, если вы едете на дороге не по своей полосе, не спешиваетесь на пешеходном переходе или передвигаетесь на одном самокате вдвоем, камера это запишет. Центр организации дорожного движения Москвы сообщит о выявленных нарушениях кикшеринговым компаниям, у которых был арендован самокат, и они передадут ГИБДД данные водителя".
Напомню, каждый прокатный самокат или велосипед имеет идентификационный номер, по которому можно проследить историю его пользователей. В пресс-службе одной из компаний рассказали: "Идентификационный номер позволяет выявить нарушителя, траекторию его движения, скорость. Эти данные прозрачные, мы ими делимся по запросу МВД и ГИБДД". По действующему законодательству, водителям СИМ, нарушившим Правила дорожного движения, грозит штраф от 800 до 1500 рублей. Что касается частных самокатчиков, работа, как их взять под контроль, еще ведется.
Одновременно городские власти пытаются защитить москвичей от самокатчиков-лихачей и с помощью инфраструктуры, специально создаваемой для безопасного использования СИМ. В частности, в столице работают уже более 250 "медленных зон" у станций МЦД, МЦК, вблизи остановок и метро. Здесь водители СИМ обязаны снижать разрешенную скорость с 25 километров до 5-15 километров в час. Медленной зоной стала, например, вся территория Парка Горького, где скорость на прокатных самокатах автоматически ограничивается до 15 километров в час. За порядком на велопарковках сейчас следит специальное подразделение ГИБДД, созданное после того, как москвичи начали жаловаться на залежи там прокатных самокатов, мешающих пешеходам.
По данным Центра организации дорожного движения, с 2020 года количество поездок на СИМ увеличилось в 28 раз. Это вдвое больше, чем в Москве совершается поездок на прокатных авто. В текущем году зафиксирован даже рекорд: 430 тысяч поездок в сутки. Вместе с этим растет и количество дорожно-транспортных происшествий с участием СИМ. В первом полугодии произошло 234 ДТП, в которых пострадали или даже погибли люди.
Как рассказал "РГ" научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, администрировать нарушения, совершенные на СИМ, очень сложно. "Возьмите для примера автотранспорт. Система администрирования нарушений автомобилистами строилась десятки лет и до сих пор продолжает выстраиваться. Но на автотранспорте есть номера, прочесть их камеры могут, на это они настроены. Конечно, технологии не стоят на месте, но вряд ли это можно быстро сделать так же и с СИМ. Но раз Москва выбрала СИМ, как вид транспорта, значит, нужно не только ратовать за введение камер и штрафов, нужны инспектора, специальные подразделения и все прочее. Иначе нарушители так и будут на самокатах сбивать пешеходов на тротуарах, а на дороге сами становиться пострадавшими от минимального столкновения с автотранспортом.