"РГ" помогла вдове врача-полярника передать архив мужа ААНИИ

В "Российскую газету" обратилась Людмила Александровна, вдова врача-полярника, чьей судьбой стали море и Антарктида, Анатолия Степановича Евсеенко. Людмила Александровна хотела, чтобы архив мужа (фотографии, слайды, грамоты, дневники) оказались в руках тех, кому небезразлична история освоения самых суровых районов планеты. Детей у супругов не было, по наследству передать некому. "РГ" связалась с Арктическим и антарктическим институтом (ААНИИ), где сразу сказали: архив возьмут и он не будет пылиться на полках. Записи и уникальные исторические фото наверняка будут интересны молодым покорителям полярных широт, помогут им понять, в каких условиях жили и работали их предшественники, что было для них главным.
Людмила Евсеенко бережно хранила архив мужа-полярника. Теперь эти дневники и фото - в ААНИИ
Людмила Евсеенко бережно хранила архив мужа-полярника. Теперь эти дневники и фото - в ААНИИ / Святослав Акимов/РГ

Передача архива состоялась прямо в квартире Людмилы Александровны. От ААНИИ приехал Владимир Замятин, руководитель отдела фонда данных и научно-технической информации. Он, кстати, сразу же нашел в институтском фонде отчет о 26-й Советской антарктической экспедиции со станции "Беллинсгаузен", куда и был направлен в 1980 году врач-хирург Анатолий Евсеенко.

По-советски скупая характеристика доктора: "1943 года рождения, высшее образование, член КПСС". Есть сведения, что, кроме занятий лечебной и санитарно-профилактической деятельностью, в течение полутора месяцев участвовал в "сезонных работах по покраске емкостей нефтебазы, а также в авральных работах". А еще помогал делать метео- и ледовые наблюдения.

В отчете можно прочесть и о том, чем болели полярники. Понятно, что хворых в Антарктиду не брали, медкомиссия была (и остается!) очень жесткой. Но и со здоровыми могло много чего случиться. На первом месте - зубные недуги (врач на полярной станции обязан уметь пользоваться бормашиной!), на втором - заболевания мышц и суставов, связанные с холодным климатом, большими физическими нагрузками. На третьем - ОРВИ - куда же без них?

А вот авитаминоза у полярников не наблюдалось: питание на станции было сбалансированным и полноценным, медики за этим следили. В отчете так и сказано: случаев заболеваний, связанных с нарушением витаминного и минерального обмена, не было. К тому же и в столь суровых условиях людям назначалась такая процедура, как УФО. Но вот морская болезнь по дороге в Антарктиду у некоторых наблюдалась.

Несмотря на занятость врача и дополнительные нагрузки, Евсеенко успевал вести дневник, куда записывал важные события уходящего дня. Доктор Евсеенко фиксирует в своих рассказах, казалось бы, несущественные подробности: когда банные дни, какие фильмы смотрели, кто приходил с визитом и что принес. И, конечно, кого лечил. Между прочим, одним из пациентов стал пес Байкал - любимец полярников, и не только советских.

Врач не скрывает, какие проблемы приходилось решать, и не только связанные с погодой, но и с психологическим климатом на станции, и увлечением некоторых алкоголем. Собственно, в этом и ценность: отобразить так, как есть на самом деле. И это следствие принципиальности автора, не старавшегося приукрасить жизнь на шестом континенте.

Из дневников доктора Евсеенко

25.10. 1980 "Трогательное расставание членов экспедиции с родственниками. Съемка для программы ..Время... В 13.00 теплоход ..Башкирия.. покинул Одессу и взял курс на Антарктиду. Слезы на глазах. До свидания, Родина!"

07.11.1980 "Торжественное построение членов экипажа и экспедиции на верхней палубе и поднятие флага СССР в честь 63 годовщины Октября. Флаг поднимается под звуки гимна СССР".

02.12.1980. "Наконец-то Антарктида! Высадка на станцию ..Беллинсгаузен.. зимовщиков в количестве пяти человек. Прощание с товарищами, следующими на другие станции... Экскурсия на берег пролива Дрейка. Множество айсбергов, на берегу - морские львы".

10.02.1982 "Целый день дежурил по камбузу. Очень много было работы, устал. Посуду приходится мыть дважды из-за большого количества народа. Вечером штормовой ветер с дождем".

31.12.1980. "В парадной форме встретили Новый год по московскому времени (местное 17 часов)... С наступлением 24 часов местного времени был дан красивый салют разноцветными огнями. Накрыли стол на 40 человек (32 наших и чилийцы). Чилийцам нравятся наши песни ..Калинка.., ..Катюша... В теплице вырастили за месяц пять килограммов зеленого лука".

Будни полярного доктора

13.12.1980 "Лечил чилийца с разрывом связок коленного сустава (чилийская станция рядом. - Прим. ред.) Экскурсия в бухту Ардли, где нашел своей жене яшму".

30.12.1980 "Лечил замначальника станции. Делал операцию в полости рта. Много гноя. Получил поздравления со станций ..Восток.. и ..Русская..".

31.03.1981 "Привезли чилийского полярника с переломом позвоночника. Сделал рентген, поставил диагноз. Рекомендовали вывезти домой (на Большую землю)" .

07-08.04.1981 "Занимался диспансеризацией полярников. Ходили собирать камушки с коллегой".

13-14.01.1982 "Прибежал радист с обезображенным лицом. Рассек до кости бровь, выбит зуб. Лицо в крови. Наложили восемь швов, положили у себя. Оказывается, шел от аэрологов и свалился с горы".