Последние годы доступ к западным технологиям максимально ограничен. Приоритетная цель России с учетом текущих геополитических реалий - опережающее наращивание технологического суверенитета. Один из инструментов государства для его достижения - научно-образовательные центры мирового уровня, созданные в период с 2019 по 2021 годы. Функции НОЦ имеют прикладной предметный характер - с учетом отраслевой и региональной специфики разработать и предложить перспективные технологии и проекты для отечественного бизнеса.
Эффективность работы научно-образовательных центов, по мнению Юлии Шокиной, могла быть значительно выше при системном подходе в организации процесса взаимодействия между промышленностью и научно-исследовательскими институтами. В настоящий момент российские предприниматели и ученые, зачастую, говорят на разных языках.
- В отличие от фундаментальных исследований, где заказчик и покупатель научного продукта одно лицо - государство, у прикладных - заказчиком может выступить государство, в том числе через НОЦ, но вот покупателем может быть только частный сектор экономики, который в своей массе, за исключением ТЭК, как раз не спешит на рынок инноваций российских ученых, - подчеркнула ученый.
Объективно, интересы у тех и других разные. Бизнесу нужен результат уже сегодня, потому что он считает деньги, а исследования и разработки занимают время. Не секрет, что последние десятилетия российский бизнес покупал, как продукцию, так и технологии там, где они есть в готовом виде - на Западе. Что проще. Попытки государства развернуть внимание к отечественным НИИ большого успеха не имели. Даже сейчас, в условиях жесточайших санкций крупные компании по-прежнему смотрят на нашу науку свысока. Оставаясь вне сферы интересов бизнеса, ученые зачастую занимаются изысканиями, оторванными от реальных потребностей рынка.
- Ученый способен связать генеральные направления развития отечественной науки с задачами конкретных отраслей. Создать те самые "критические технологии". Однако он не может и не должен заниматься предпродажной подготовкой своих разработок, - считает биотехнолог, которая в рамках проекта НОЦ "Российская Арктика" занимается разработкой полифункциональных продуктов питания из морепродуктов. - В особенности с коммерческой стороны - как-то определение коммерческой цены инновации, поскольку тут нужно быть не физиком-химиком-экологом, а маркетологом.
Разрыв находится здесь. Необходим коммуникатор - специалист, который знает, кому можно продать и какую цену поставить. В западных странах подобные институты в силу понятных причин существуют давно. В иностранной литературе есть даже специализированный термин - технологический инновационный менеджмент. По сути, научно-производственный консалтинг, занимаются которым специалисты, имеющие опыт исследовательской деятельности, понимающие, и как устроен процесс разработки технологий, и как работает рынок. А потому умеющими коммерциализировать полученные результаты. В России их называют технологическими брокерами.
- Правда, пока у нас очень мало таких специалистов, а в регионах их просто нет, - отметила Юлия Шокина. - В их отсутствии, на мой взгляд, роль медиатора мог бы взять на себя проектный офис НОЦ. Это инфраструктура поддержки обозначенного процесса, которая выступает, как звено менеджмента между учеными и региональными производствами, реальным сектором экономики, на решение проблем которых и направлена деятельность центров, и которую необходимо совершенствовать.