По данным Минэкономразвития РФ, средний срок их строительства в России - 6-7 лет, на 40 процентов больше, чем в Европе, и это явно сдерживает индустриальный рост, начавшийся в стране и столь необходимый ей в сегодняшних условиях. Ускорить создание новых заводов поручил несколько лет назад президент, и в 2021 году правительство утвердило дорожную карту трансформации делового климата "Реинжиниринг правил промышленного строительства". Она предусматривает сокращение административных барьеров, внедрение технологий информационного моделирования, оптимизацию процедур техрегулирования, экспертизы, контроля и т. д. Итогом должно стать сокращение сроков строительства промобъектов к 2024 году на 20 процентов, а к 2030-му - на 40 и более, а также снижение издержек в отрасли на 10 и 20 процентов соответственно.
Некоторые подвижки в этой сфере уже есть. Однако, судя по оживленной дискуссии на международном форуме по промышленному строительству и проектированию ICID, который недавно прошел в Екатеринбурге, ситуация в промстройке меняется не так быстро, как хотелось бы участникам рынка.
- Получение некоторых правоустанавливающих документов занимает до полутора лет - за это время порой пропадает актуальность самого проекта, - констатирует Николай Дождиков, директор по операционной деятельности Инженерно-строительной компании РУСАЛа.
По словам директора "Мехколонны 33" из Чебоксар Алексея Высоцкого, при строительстве объектов за счет бюджета сроки могут быть еще больше - до четырех лет. За это время цены меняются кардинально, заставляя пересчитывать сметы.
- Грустно: мы говорим о необходимости достижения технологического суверенитета, но не даем строить заводы, - подчеркивает Вячеслав Шаляхин, председатель комитета по промышленному строительству Национального объединения строителей (НОСТРОЙ).
Промышленное строительство - сфера очень специфическая. В отличие от жилищного или социального, здесь гораздо более длительный цикл, да и период окупаемости. На сроках и стоимости сказывается и уникальность проектов - типовых в этой сфере в принципе быть не может. Учитывая особую опасность многих индустриальных объектов, их значительное влияние на окружающую среду и другие особенности, к ним предъявляются повышенные требования в плане проведения различных экспертиз, сертификации, проводится усиленный контроль.
Ускорить само строительство сложных и ответственных объектов не представляется возможным, а вот уменьшить время получения разрешений и согласований, а также издержки за счет оптимизации избыточных требований - вполне реально. Именно на это и делают ставку власти. Как сообщила замдиректора департамента регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития РФ Анастасия Дорошенко, из 63 мероприятий дорожной карты 40 уже выполнено, принято 25 нормативно-правовых актов. В частности, теперь при строительстве опасных производственных объектов разрешено использовать сварные трубы, что дает экономию до 25-30 процентов. Смягчены требования техрегламента по пожарной безопасности. Стал возможен ускоренный ввод объекта в эксплуатацию до завершения благоустройства. Средний срок строительства в 2022 году удалось сократить на 9,8 процента (при плане 8) за счет внедрения "одного окна" градостроительной и экологической экспертизы.
Тем не менее у заказчиков и подрядчиков немало примеров другого рода. Например, Никита Троценко, главный инженер обособленного подразделения "Прорыв" холдинга "Титан-2", строящего объекты атомной энергетики, рассказал: несмотря на объявленную "регуляторную гильотину", количество проверок растет. В 2021 году по двум объектам капстроительства Госстройнадзор провел четыре, в 2022-м - пять, в 2023-м - 11, а на 2024-й запланировано уже 17 контрольных мероприятий. Все они отвлекают сотрудников и тормозят рабочий процесс, поэтому стоило бы законодательно ограничить их количество: не более одной проверки в квартал.
Представитель "Северстали" Сергей Шарыгин предложил исключить избыточные требования о декларировании и сертификации внутризаводских трубопроводов при их модернизации, считая достаточной экспертизу промышленной безопасности объекта, а начальник управления "РусГидро" Наталья Феоктистова говорит об излишних требованиях при проектировании малых ГЭС и дополнительных долгих согласованиях проектов с Росрыболовством, при том что экологическая экспертиза и без того проведена.
Подобных фактов на форуме прозвучало много, и по каждому такому поводу выступающие сразу же вносили конкретное предложение о том, как проблему можно решить. При этом затронули не только вопросы госрегулирования но и, например, цифровизации, внедрение которой также способно существенно ускорить строительство заводов и электростанций. Так, Ирина Левкович, главный специалист по архитектурно-строительным решениям Центрального проектно-технологического института (входит в ТВЭЛ "Росатома"), рассказала: мониторинг подтвердил, что геотехнические расчеты дают те же результаты, что и дополнительные физические изыскания. Но на восемь месяцев быстрее! Однако многие цифровые и другие современные решения, облегчающие жизнь проектировщикам и строителям, до сих пор не легитимизированы. Скажем, применение беспилотников сокращает сроки и затраты при проведении геодезических работ, но использовать их результаты нельзя - дронов нет в нормативной базе, отмечает главный специалист обособленного подразделения НИПИГАЗ Андрей Сосков.
Все поднятые участниками форума проблемы и предложенные ими решения вошли в итоговую резолюцию, и можно точно сказать, что были услышаны властями: по словам организаторов, впервые удалось собрать на одной площадке представителей не только реального бизнеса, но и трех федеральных министерств - Минпромторга, Минэкономразвития и Минстроя. Заказчики, подрядчики, проектировщики надеются, что их предложения в итоге войдут в дорожную карту и помогут существенно ускорить реализацию инвестпроектов в стране.
Справка "РГ"
По данным организаторов форума ICID, СРО "Уральское объединение строителей" и "Лига проектных организаций", в России ежегодно запускают около 200 производственных и энергетичеких объектов. Объем промышленного строительства оценивается в 3,3 триллиона рублей, а по прогнозам к 2030 году он вырастет до 7,5 триллиона и до 9,2 - к 2035-му.