Секреты Коминтерна
Секреты Коминтерна
Разговор начинается в кабинете директора РГАСПИ Петра Скороспелова. На его столе - материалы для новой публикации архива "Теория побед". Это карты планирования Великой Отечественной войны. Например, знаменитой операции по освобождению Беларуси "Багратион".
"Они доставляют эстетическое удовольствие. Посмотрите, какой уровень графического мастерства", - приглашает к детальному рассматриванию карт директор. Хёсли склоняется над картой 1945 года, к которой приложил руку "отец народов". Судя по пометкам и стрелкам, именно он создал Польшу в современных ее границах. "Американцы сопротивлялись, но Сталин проявил волюнтаризм. И в 1951 году был подписан договор о демаркации границ", - комментирует историк.
Швейцарский ученый неожиданно спрашивает, опираются ли на документы знаменитые книги о разведчиках Юлиана Семенова. В романах, по выражению научного руководителя архива Андрея Сорокина, "есть кое-что реальное". Например, писатель использовал материалы переписки Сталина и союзников по так называемому Бернскому инциденту - сепаратным переговорам, которые Великобритания и США вели с Карлом Вольфом - верховным фюрером СС и полиции, действовавшим с ведома Гитлера. К слову, все письма Сталина, Черчилля и Рузвельта друг другу хранятся в РГАСПИ.
История войны сильно мифологизирована, архивы пытаются с этим бороться, говорит Сорокин у стендов выставки о молодогвардейцах. Она расположена на первом этаже архива и открыта для всех желающих. Хёсли вспоминает один из главных "фейков" о начале Великой Отечественной: Сталин первую неделю войны не выходил ни с кем на связь, "впал в прострацию". Но документы - листы регистрации приема Сталина в его кремлевском кабинете - говорят совсем о другом. Прием начался уже в 5:45 утра 22 июня. Лидер встречался с военачальниками и верхушкой НКВД, с государственными деятелями.
- Прострация наступит, но позже, когда Сталин на двое суток уедет на ближнюю дачу, не будет снимать трубку телефона, - объясняет Андрей Сорокин.
- Это уже в июле? - уточняет швейцарец.
- Не совсем так. 28 июня пал Минск. Сталин поехал с членами Политбюро в наркомат обороны, там происходит выяснение отношений с начальником Генерального штаба Жуковым и наркомом обороны Тимошенко. Они не могут сказать ничего вразумительного по поводу обстановки и перспектив развития ситуации. Происходит очень эмоциональная стычка. После этого вождь затворяется на даче. Вечером 29 июня члены Политбюро едут к нему. Это только ближний круг. И в ночь на 30 июня Маленков карандашом записывает текст постановления о создании Госкомитета обороны во главе со Сталиным.
Эрик задерживается у черновика знаменитого радиообращения к народу СССР 3 июля 1941 года, сделанного секретарем Сталина Поскребышевым. Замечает, что оно начинается не с легендарного "Братья и сестры", а с официального и непафосного "Товарищи". Но в момент выступления глава государства находит более подходящие ситуации слова. "Этот документ внесен в реестр уникальных", - подключается к разговору куратор выставки о "Молодой гвардии" и начальник отдела использования документов Анна Кочетова.
По ее словам, РГАСПИ сыграл не последнюю роль в возвращении доброго имени комиссару молодогвардейцев Виктору Третьякевичу, долгое время считавшемуся предателем. В сентябре 2022 года ему присвоили звание Героя России. Целый блок выставки посвящен восстановлению справедливости, добиваться которой родственники и друзья Третьякевича начали с 1944 года.
Анна рассказывает: организация образовалась в августе 1942 года. "Мы знаем, что действия подпольщиков активизировались после того, как нацисты заживо закопали 18 шахтеров. Отдельные группки ребят, которые пакостили немцам, чем только могли, начал сплачивать именно Виктор Третьякевич", - говорит она скороговоркой, торопясь выдать как можно больше информации.
На стенде фотография сельского клуба, где репетировал струнный кружок, который сколотили молодогвардейцы, чтобы их не мобилизовали на работу в Германию. Там они писали листовки, где рассказывали о происходящем на фронте. Боролись с немецкими фейками, что "Сталин убит, а Жуков с Гитлером чай пьет". Своими руками соорудили радиоприемник и перехватывали сообщения Совинформбюро. За время своей деятельности молодогвардейцы убили 26 нацистов. Разоблачил ребят предатель. Анна просит не забывать, что это были почти дети: "Они разворовали машину с новогодними немецкими подарками, и в очередной рейд украинские националисты нашли в клубе, где базировался струнный оркестр, обертки от конфет. Подпольщиков арестовали, и Почепцов из молодогвардейцев испугался и сдал организацию".
Швейцарский гость рассматривает фотографии, читает характеристики, где описано, что происходило с этими почти детьми после ареста. От подробностей стынет кровь. Нацисты скидывали полуживых молодогвардейцев в шурф и закидывали гранатами. В начале 1943 года оттуда было поднято 71 тело.
Хёсли останавливается у карты комсомольского подполья советской Украины, испещренной значками, указывающими на наличие сопротивления по всему Донбассу и центральной части республики.
- На Западе ни одной ячейки, - удивляется он. - Может быть, это связано с этническим составом населения?
- Сложно говорить, как это связано с этническим составом, - берет на себя неоднозначный ответ научный руководитель архива Андрей Сорокин. - Но вы правы в том, что с первых дней фашистского вторжения начинаются погромы и репрессии против еврейского населения, создаются гетто, и, конечно, евреям было очень непросто участвовать в любых формах социального сопротивления. Играла свою роль и эвакуация населения из западных областей. И вот еще что очень важно. В 1942 году люди начинают массово уходить в леса в партизаны. Проходит период растерянности, и начинается зафронтовая борьба.
Выставка приурочена к 80-летию издания Указа "О присвоении звания Героя Советского Союза организаторам и руководителям подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия", сражавшейся в Краснодоне в Донбассе. Но на 2023 год приходится еще одна круглая дата, связанная с историей войны. Это 80 лет роспуска Коммунистического интернационала, чьи документы тоже хранятся в РГАСПИ.
Нас ожидают уникальные папки с историей международного коммунистического движения, Эрик Хёсли рассказывает, что был знаком с женщиной, которая работала секретарем в Коминтерне. Читаем пожелтевшие страницы, может быть, перепечатанные его знакомой, о том, почему в середине Второй мировой войны все же решено было распустить эту авторитетную международную организацию: "Национальные партии должны сконцентрироваться на собственных задачах, у них должна быть коммунистическая программа, марксистский анализ, но без оглядки на Москву… И когда партии окрепнут, тогда снова восстановить международную организацию".
- Это было не спонтанное решение. Хотя дневниковые записи Георгия Димитрова, главы Коминтерна, говорят, что в течение последних месяцев тема роспуска не возникала. Но вдруг в ночь с 7 на 8 мая он записывает о встрече с Молотовым. "Пришли к выводу, что Коминтерн как руководящий центр компартии при создавшихся условиях является помехой самостоятельного развития компартий и выполнения их особых задач. Выработать документ о роспуске этого центра", - цитирует источник Сорокин.
И на этой же странице 11 мая: "Отредактировал проект постановления президиума Исполнительного комитета Коммунистического интернационала (ИККИ), отправил проект Сталину и Молотову... Сталин одобрил наш проект". Редактируют его еще месяц. И только тогда появляется проект постановления. С компартий собираются согласия с резолюцией.
- Димитров пишет по-болгарски? - спрашивает дотошный иностранец.
- Да. Оригинал хранится в болгарском архиве. А у нас есть фотокопии и перевод.
В РГАСПИ нет документов, подтверждающих предположение, что причиной роспуска Коминтерна было требование союзников и предстоявшее открытие Второго фронта.
"Впрямую вопрос роспуска союзники перед Сталиным не ставят. Но их соображения о нежелательности Коминтерна в мотивации Сталина были. Мы найдем в документах Политбюро прямые отсылки к этому, - говорит Сорокин. - Вот, например, в протоколе Политбюро от 21 мая 1943 года, где обсуждался вопрос ИККИ: "Братские компартии, добиваясь выхода из Коминтерна и его роспуска, хотят избавиться от лживых обвинений со стороны врагов, что они действуют будто бы по указу иностранного государства. Они хотят выбить у врага этот козырь и тем облегчить свою работу в массах".
По мнению Андрея Сорокина, вот эти "лживые обвинения со стороны врагов советской власти" звучали с разных сторон и противопоставить им что-то было трудно. Всем же понятно, что без организационной и финансовой поддержки советского государства Коминтерн существовать бы не мог. Документов поддержки компартий со стороны Москвы в архиве предостаточно.
- И швейцарской тоже? У нас на этот счет много спорят, - опять сомневается Хёсли.
- Поддержка носила планомерный и регулярный характер, - подтверждает Сорокин и приглашает профессора Хёсли выпить чаю с печеньем.
Правда нужна всем. Профессор Хёсли выиграл у себя в Швейцарии более двадцати судов со СМИ, которые писали, что он агент КГБ. Только потому, что продолжает изучать российскую историю по первоисточникам.