Как неоднократно подчеркивал в выступлениях председатель Социального фонда Сергей Чирков, основной целью создания единого ведомства было упрощение процедуры оформления социальных выплат. Также удалось повысить социальную защищенность некоторых категорий граждан. Для работодателей снизилась административная нагрузка. В целом же объединение фондов позволило ускорить цифровую трансформацию социальной сферы и переход на новые стандарты обслуживания, отметил глава СФР. Подробности - в материале "РГ".
Какие услуги предоставляет Социальный фонд России?
Социальный фонд предоставляет все те меры поддержки, за которые раньше отвечали Пенсионный фонд и Фонд соцстраха. Кроме того, СФР обеспечивает некоторые новые виды государственных услуг, которые появились в этом году. В ведении Соцфонда сегодня такие пособия, выплаты и льготы для граждан:
- пенсии - по старости, по инвалидности, по потере кормильца и другие;
- соцвыплаты ветеранам, инвалидам и иным гражданам льготных категорий;
- материнский капитал и пособия семьям с детьми: при беременности, рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет, а также единое пособие на детей до 17 лет и беременным женщинам;
- пособия для работающих граждан в случае болезни;
- страховые выплаты пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и их семьям;
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации;
- выплаты военнослужащим и членам их семей;
- а также ряд других выплат и социальных гарантий.
Поддерживает фонд и работодателей. Например, СФР компенсирует страхователям расходы на профилактику травматизма и выплачивает субсидии за трудоустройство безработных.
Главные плюсы для граждан: удобство, быстрота, повышение выплат
Получателям пособий, выплат и льгот объединение фондов дало целый ряд ощутимых преимуществ. Прежде всего это появление "одного окна", куда можно обращаться за большинством мер поддержки. Скажем, раньше материнский капитал нужно было оформлять в Пенсионном фонде, а единовременное пособие при рождении ребенка и по уходу за ним до полутора лет - в Фонде соцстраха. Пенсию по инвалидности назначал и выплачивал ПФР, а за обеспечение средствами реабилитации людей с инвалидностью отвечал ФСС. И таких примеров немало. Сегодня все эти вопросы решает единый Социальный фонд. Гражданин по своему выбору может обратиться в ближайшую клиентскую службу СФР либо в МФЦ. Кроме того, многие виды услуг можно оформить, не выходя из дома, через портал госуслуг.
Еще одно важное преимущество - расширение видов поддержки, которые назначаются беззаявительно. Это значит, что фонд автоматически предоставляет выплаты, пособия и другие социальные гарантии при наступлении того или иного события в жизни человека. Так, при рождении ребенка в СФР по межведомственным каналам поступает информация из ЗАГС о пополнении в семье. Маме малыша ничего не нужно предпринимать - Соцфонд сам оформляет сертификат на материнский капитал и направляет его в личный кабинет женщины на портале госуслуг. Также в проактивном и заявительном порядке сегодня назначаются пенсии и ежемесячные денежные выплаты людям с инвалидностью, федеральная социальная доплата к пенсии и пенсия по старости, а также другие выплаты и льготы. В дальнейшем круг услуг, предоставляемых проактивно, будет расти.
Увеличивается и количество мер поддержки, для оформления которых достаточно всего одного заявления. Причем в большинстве случаев человек может подать его дистанционно через свой электронный кабинет на Госуслугах. Собирать справки, выписки и прочие документы не требуется. СФР запрашивает необходимые сведения в соответствующих органах самостоятельно.
А еще благодаря объединению фондов удалось серьезно расширить социальную поддержку людей, которые выполняют те или иные работы или оказывают услуги по договорам гражданско-правового характера (ГПХ). На них распространено социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Это значит, что работодатели (заказчики работ и услуг) теперь обязаны платить взносы в СФР. Соответственно, граждане, работающие по договорам ГПХ, в ближайшем будущем смогут получать пособия по временной нетрудоспособности (больничные), по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет.
Также создание единого Соцфонда позволяет увеличить некоторые выплаты для жителей нашей страны. В систему социального страхования был внесен ряд изменений. В частности, появился единый тариф страховых взносов (вместо прежних отдельных взносов в ПФР и ФСС). Он уравняет в правах застрахованных граждан независимо от формы договора, по которой они работают. За счет его введения к 2025 году в 1,5 раза вырастут максимальные размеры выплат по больничным, "декретных" и пособий по уходу за ребенком.
Преимущества для бизнеса
Главное и самое существенное - благодаря объединению фондов произошло снижение административной нагрузки на бизнес. Прежде нужно было формировать отдельные расчеты по каждому виду социального страхования, направлять отдельные платежи и предоставлять отчетность как в ПФР, так и в ФСС. С 2023 года, как было отмечено выше, введен единый тариф, который уплачивается в Социальный фонд России. Теперь работодателям достаточно сформировать один расчет и сделать один платеж. Средства в установленной пропорции автоматически распределяются федеральным казначейством по разным видам страхования.
Важно, что переход на единый тариф не только упростил документооборот для предприятий, но и снизил риск бухгалтерских ошибок. А это значит, что работодатели смогут избежать штрафов.
Что касается размера тарифа страховых взносов в Соцфонд, то для основной категории плательщиков (большинство работодателей) он составляет 30 процентов в пределах базы и 15,1 процента сверх базы. Все льготные режимы, которые действовали раньше, сохранены. А для некоторых групп работодателей-льготников тарифы даже снижены. Так, для НКО и благотворительных фондов страховые взносы в Соцфонд сокращены с 20 до 7,6 процента.
Все персональные данные хранятся в базах СФР и надежно защищены. После объединения сведения сохранились и находятся целиком в ведении Соцфонда. Цифровые сервисы продуманы таким образом, чтобы граждане могли легко получить информацию о своем страховом стаже, состоянии индивидуального лицевого счета и других данных, хранящихся в единой системе индивидуального персонифицированного учета. Убедиться, что весь стаж после объединения фондов учтен, можно, заказав выписку о состоянии индивидуального лицевого счета. Это можно сделать на портале "госуслуги" или при личном визите в СФР. Если в справке не будет отражен какой-то период работы, можно обратиться с заявлением о зачете таких периодов, предоставив подтверждающие документы. Где получить дополнительную информацию о работе Соцфонда? В стране работает единый контакт-центр по социальным вопросам: 8 (800)10-000-01 (звонок бесплатный). Услуги фонда можно получить, обратившись в территориальную клиентскую службу СФР или ближайший МФЦ, а также в электронном виде на портале "госуслуги".