В большом интервью "РГ" Михаил рассказал о том, как отравился перед первой игрой за "Зенит", как переживает за своего брата Александра, почему сборной России нужно проводить товарищеские матчи, стоит ли переходить в Азию, и о многом другом.
"Зенит" готовился к сезону в нервозной обстановке: уход лидеров, травмы. На команде это никак не сказывалось?
Михаил Кержаков: Абсолютно спокойно. Понимали, что после потери некоторых ребят начнется перестройка и на это уйдет некоторое время. В некоторых матчах мы теряем очки при довольно-таки хорошем качестве футбола. Но у нас опытная команда, которая представляет, куда она движется и зачем. Должны тренироваться, и результат придет.
Новички, пополнившие состав летом, заменят лидеров?
Михаил Кержаков: Они ведь пришли в разном состоянии. Тот же Марио (защитник Марио Фернандес - прим. "РГ"), приехал, будучи не на 100 процентов готовым физически, хоть он и классный футболист. Вендел (бразильский полузащитник - прим. "РГ") много пропустил, а ведь мы говорим об одном из ключевых игроков "Зенита". Плюс ушли Малком с Далером Кузяевым.
Когда выбывают три таких исполнителя - это большой удар. Было много скепсиса, что без Малкома мы не встанем на ноги. Но потихоньку команда будет набирать, даже несмотря на определенные неудачи.
Кстати, Малком смотрел матч с "Рубином" (3:0) в середине сентября.
Михаил Кержаков: Да вы что?
Да, выложил в интернет фото.
Михаил Кержаков: Молодец, что тут скажешь.
А вы следите за его выступлениями в Саудовской Аравии?
Михаил Кержаков: Слушайте, у меня есть брат (Александр Кержаков - тренер "Спартака" из Суботицы - прим. "РГ"), который тренирует в Сербии. Вот за его командой слежу, хотя до сих пор не могу найти в интернете онлайн-трансляции по видео, только текстовые варианты.
С одной стороны хочется смотреть матчи Александра, но с другой - сильно нервничаю. Иногда так бывало, что у тебя у самого матч через пару-тройку часов, а ты сидишь весь потный, наблюдаешь за другой встречей. Так было, когда Саша работал в том же "Нижнем Новгороде".
Возвращаясь к Малкому - смотрел только одну игру. Бодренько все было, понравилось. Знаю, что он один из лидеров своей команды. Рад за него.
Кто главный конкурент "Зенита" в этом сезоне?
Михаил Кержаков: Исходя из того, как все идет на данный момент - это "Краснодар". Назвал бы еще "Динамо". Мне очень симпатичен их тренер, чех Марцел Личка.
У динамовцев при Личке безбашенный немножко футбол.
Михаил Кержаков: Да, но мне нравится его подход. И с "Оренбургом" он здорово работал.
Возвращаясь к претендентам, не стоит сбрасывать со счетов "Спартак", ЦСКА. Армейцы всегда вроде отстают, а потом в какой-то момент смотришь и понимаешь, что они близко.
Чувствуется, что соперники не так боятся "Зенит", как раньше?
Михаил Кержаков: Мне кажется, уже в том сезоне некоторые команды посмелее играли против нас. Вспомните матчи с "Химками", "Ахматом". Кстати, решительность грозненцев меня не удивила, ведь их тренировал Сергей Ташуев, с которым я работал в "Анжи". Говорил парням до встречи: "Они не будут отсиживаться в обороне. Будут прессинговать, втыкаться". Видимо, не достучался. А так, бояться никого не надо.
Вы воспитанник "Зенита", но за основу дебютировали в 28 лет, до того уходили в аренды. Верили, что однажды сыграете за родной клуб?
Михаил Кержаков: Раньше один из ста возвращался из аренды. Поэтому, естественно, в мечтах, далеко-далеко, такие идеи возникали, что вернусь.
Однако вы вернулись в "Зенит" в 2015 году. Как это стало возможно?
Михаил Кержаков: Первые такие мысли появились, когда у меня был неплохой отрезок в нижегородской "Волге". "Зенит" подписал Юрия Лодыгина, но вроде как им нужен был еще один вратарь. Потом уже, будучи в "Анжи", за полгода до истечения контракта узнал, что, вероятно, летом перейду в "Зенит". Был даже разговор о предварительном контракте.
Однако я такой человек, который не любит загадывать наперед. Пока не поставлю подпись - нет темы для обсуждения. Столько ситуаций было в жизни, когда казалось, ничто уже не помешает осуществить задуманное, как в последний момент все срывалось.
Первый матч за "Зенит" вы провели в Кубке против тверской "Волги". Заранее знали, что выйдете в старте?
Михаил Кержаков: Я отравился за два дня до игры. Либо это вирус был, или еще что-то. За день до отъезда проснулся ночью и понял: мне плохо. Даже очень плохо. Знобило всю ночь - ужас. Приехал на тренировку, но не стал говорить ничего доктору. Боялся, что снимут с матча. Так долго шел к этому, так что решил скрыть.
И вот предматчевая тренировка, все идет к концу. Понимаю, что меня тошнит, сейчас вырвет. Все держу в себе, жду, когда закончится занятие, как Боаш (португалец Андре Виллаш-Боаш - бывший тренер "Зенита" - прим. "РГ") говорит: "Стойте, надо еще отработать пенальти". Когда он это сказал, я просто мимо него побежал, в раздевалку. Андре мне такой: "Ты куда"? Добегаю до туалета, меня рвет.
Вечером меня снова колотило, температура была. Утром проснулся, все же подошел к медикам и сказал, в чем дело. Но попросил никому не говорить, дать таблетки. Вроде к началу матча чуть лучше стало. Однако еще такой момент был - я забыл завязать шнурки, несколько первых минут так играл! А я ведь в перчатках, мне неудобно. По итогу выглядел неплохо в той встрече, все обошлось.
Такой дебют на всю жизнь запомнишь.
Михаил Кержаков: Кстати, у меня частенько бывает, что перед важными играми то хватаю какую-нибудь простуду, то еще что-то. Но это не психосоматика. Просто стечение обстоятельств.
Ваш второй матч за "Зенит" был против бельгийского "Гента" в Лиге чемпионов. Очень крутой поворот.
Михаил Кержаков: Это было невероятно круто! За полгода до той встречи мы сидели с пацанами в "Анжи" и смотрели по телевизору Лигу чемпионов и говорили друг другу: "Представляете, каково это - стоять там и слушать гимн". Та музыка, вспоминаешь детство. И тут ты на поле, в составе родного клуба и слушаешь гимн Лиги чемпионов. Реально по коже мурашки шли.
Знали, что будете играть?
Михаил Кержаков: После матча со "Спартаком" Виллаш-Боаш говорит: "Давай, будь готов, посмотрим". Думал, если они решат, что с "Гентом" сыграют я, то пускай скажут об этом в день встречи, не раньше. Лежу в гостиничном номере, уже собираюсь засыпать. И тут стук в дверь. Там Боаш. Спрашивает: "Ты готов завтра?" Я такой: "Конечно". И Андре: "Ну давай тогда, спокойной ночи". На удивление поспал достаточно крепко.
А вот на следующий день уже прямо лежал, меня не трясло, но был в предвкушении. Если бы в мою кровать бросили зажженную спичку, она бы взорвалась там (смеется).
При этом во время матчей вы очень хладнокровны.
Михаил Кержаков: Ну не всегда.
В основном. Источаете уверенность в себе, даже когда ошибаетесь.
Михаил Кержаков: Периодами так бывает. Был отрезок в прошлом сезоне, когда возникали проблемы, но на то были свои причины. Пытаешься держать в себе. Перед первым матчем в Лиге чемпионов с "Гентом" парни подходили, подкалывали на обеде: "Ну что, трясет? Не подходить к тебе, а то током ударит?" А ты, наоборот, хочешь показать, что все нормально, хотя внутри все клокочет, такой ураган бушует.
Известный в прошлом немецкий вратарь Йенс Леманн не скрывал, что ненавидит своего конкурента в "Арсенале" испанца Мануэля Альмунию. Причем заявил об этом публично. Это нормально?
Михаил Кержаков: К счастью, с такими вещами массово не сталкивался. Может, разовые случаи были, не буду называть фамилии этих голкиперов. Такое довольно редко встречается, потому что вратари понимают, насколько непростая у нас работа. Мы все едим один, что называется, хлеб. И читая интервью очередного вратаря или тренера вновь и вновь прихожу к выводу, что мы все проходим через одни и те же испытания.
Когда появляется такой человек, который показывает свое недовольство во время тренировочного процесса - это вносит дополнительную нервозность в коллектив и во вратарскую бригаду. По моему опыту, это не идет на пользу ни самому человеку, никому другому.
Но Леманн был одним из лучших в мире. Ему это не мешало.
Михаил Кержаков: Йенс - исключение. У каждого свой характер. Вот я в сборной был в сентябре - мы абсолютно разные с Ильей Помазуном и Матвеем Сафоновым. Однако стараемся с уважением относиться друг к другу.
Полевым игрокам порой легче, чем вратарю. Они могут менять позицию, а вы нет. Вам сложнее, согласны?
Михаил Кержаков: Плюс не забывайте: полевой футболист может выйти на последние 15 минут, команда выиграет, и он ощущает себя частью победного состава. У вратаря же такое редко бывает. Сидишь в запасе - значит, ты за бортом. Нет ощущения, что ты как-то помог команде. Не чувствуешь себя участником этой вечеринки (улыбается).
Как запасному вратарю держать себя в форме, если он почти не играет? Куда деть эти эмоции?
Михаил Кержаков: Тут важно, за какую команду ты выступаешь. Мне есть с чем сравнивать. Если у тебя много работы по ходу матча - то происходит выхлоп эмоций. Даже если клуб проиграл 0:1 или 1:2, ты лично чувствуешь внутреннее удовлетворение. А в "Зените" немножко другие ощущения.
Во-первых, у тебя напряжение по ходу всей встречи, нужно быть сфокусированным. И ты специально себя как-то подбадриваешь. Мы недавно общались с вратарями других клубов, разговаривали, и один раз мне рассказали: "Если я 15 или 20 минут стою без работы, немножко неприятно себя чувствую. Ты же бываешь всю игру стоишь".
В таких ситуациях, даже если команда набрала три очка, у тебя нет ощущения эйфории, удовлетворения. Тебе не хочется ничего отмечать, есть желание пойти домой, спокойно поужинать и поспать.
Возвращаясь к вашему вопросу, если ты второй вратарь, то остается только тренироваться. Не зря считается, что запасной голкипер должен на занятиях выглядеть сильнее основного, потому что у него больше эмоций и он меньше устает ментально, более свеж.
"Вратарь - половина команды". Это так?
Михаил Кержаков: Есть другая фраза: "Средняя команда с хорошим вратарем может выиграть трофей, а сильная команда с плохим голкипером - нет". Полностью согласен.
Книги вратарские читали?
Михаил Кержаков: Первая книга была биография Леонида Иванова. Мне было лет девять или десять. Первое, что захотелось сделать после ее прочтения - взять теннисный мячик и пойти стучать его об стенку. Что еще? Из последнего - книга легенды чехословацкого футбола, голкипера Иво Виктора. Запомнилась фраза на одной из первых страниц: "Для голкипера прыгать за мячом, который он сам понимает, что не достанет, но делает это для собственного алиби - это ниже достоинства".
Бывает такое, когда у тебя спрашивают: "А что это ты не прыгнул?" Помню, как пропустил от "Лацио", Чиро Иммобиле в Лиге чемпионов. Там такой момент был, неуловимый для глаза, он когда пробил, мяч скользнул по голове Деяна (хорват Деян Ловрен - бывший защитник "Зенита" - прим. "РГ") и рикошетом без шансов попал в девятку.
Расскажу забавную историю из детства. Наш тренер Алексей Анатольевич Поликанов, царствие ему небесное, всегда говорил: "Бросайтесь за каждым мячом. Даже если мяч проходит в метре от штанги, вы должны отработать". Я приехал потом в юношескую сборную, там был другой тренер. Удар - я прыгаю. Один, два, три - прыгаю. И тренер такой: "Что ты делаешь?" Я говорю: "А как?" Он такой: "Ты что, ворота не чувствуешь"?
О вратарях ходят разные стереотипы. Что они не такие как все. Это правда?
Михаил Кержаков: Нет. Вы правильно отметили - это стереотипы. Объясню почему. Мы в мужском коллективе. Кто был в нем, прекрасно понимает, что это такое. Нас плюс-минус 30 человек. Вратарей меньшинство - три-четыре человека. Мы непохожи на полевых игроков, и из-за этого тебя могут начать подтравливать.
В чем отличие? Я уже говорил об ощущениях перед игрой и после. Это раз. Второе - полевые футболисты все, в основном, раскрепощенные перед игрой. Если вы окажетесь в самолете с профессиональной командой, обратите внимание, как ведут себя вратари. Мы любим разгадывать кроссворды, читать. Плюс мы внешне немного другие.
Игроки примерно одного типажа. Вратари же сутулые, нос пять раз сломан (улыбается). А так я вам скажу, что среди полевых столько странных, однако они растворяются, их много. А нас, голкиперов, мало.
Дружба между вратарями бывает?
Михаил Кержаков: Если в одной команде, то можно сохранять хорошие приятельские отношения, которые потом могут перерасти в дружбу. У меня вот прекрасные отношения с Артуром Нигматуллиным, Андреем Луневым.
Во время серии пенальти в Суперкубке против ЦСКА вы как-то мило общались так с Игорем Акинфеевым.
Михаил Кержаков: Понял, о чем вы. Там забавная была история. Ваня Сергеев бил решающий удар. А я знал, что Акинфеев еще ни разу не проигрывал серию пенальти в России. Подходит Ваня, и я такой думаю: "Сейчас Игорь потащит". И Акинфеев спас свою команду. И я ему говорю: "Игорь, ну ты в порядке".
Давайте о сборной. Интерес к ней есть, несмотря на отсутствие официальных матчей?
Михаил Кержаков: Как вам правильно сказать… Раньше больше негатива была, а сейчас чаще можно услышать вопрос: "А зачем? Почему?" Такие вот эмоции.
Сборной нужно собираться, проводить товарищеские матчи?
Михаил Кержаков: Склоняюсь к тому, что да, необходимо. Национальная команда должна быть. Смысл бросать все, пускать на самотек? Нет. Все проходит. И это время тоже пройдет.
Основная претензия болельщиков к сборной: "Играйте хорошо хотя бы в товарищеских встречах, чтобы интерес к вам сохранялся". Согласны с ними?
Михаил Кержаков: Недавно Валерий Георгиевич Карпин высказался о мотивации, все достаточно подробно объяснил. Соглашусь с ним. Пусть меня закидают камнями, но, конечно, когда речь идет не о официальном матче, а о товарищеском, мотивация не та.
Чем вас удивил Катар? Недавно ведь там был чемпионат мира.
Михаил Кержаков: Ауры первенства планеты не почувствовал. Что удивило? Я замерз на стадионе. Мы когда только прилетели туда, вышли из самолета и попали словно в баню. Впервые почувствовал, как ветер горячий дует. Подумал: "А как мы тут играть будем? Тренироваться"?
Параллельно ведь молодежь играла в Египте. Там вообще нереальная жара была.
Михаил Кержаков: Там пацаны рассказывали, что приходилось в мокрые полотенца заворачиваться, чтобы поспать хотя бы пару-тройку часов.
Вопрос, который интересует всех: Азия или Европа?
Михаил Кержаков: А нас Азия зовет или нет? Я всегда задаю этот вопрос, когда начинаются разговоры о смене конфедерации. Переходить туда - а нас там ждут? Никто не знает. Если куда-то уходить, то только если тебя с руками отрывают. Хорошо, допустим, перешли туда, отобрались на чемпионат мира - а кто нас допустит до финальной стадии? Мне кажется, когда такая непонятная ситуация, лучше вообще не дергаться.
А про уровень футбола в Азии что скажете? В Саудовскую Аравию переехало столько звезд.
Михаил Кержаков: Это временная история. Не верю в долгосрочный проект.
Как отнеслись к призыву Карпина к российским игрокам уходить в Европу?
Михаил Кержаков: Зависит от футболиста, что для него является приоритетом. Смотря куда зовут. Уходить из "Зенита" в чемпионат Бельгии - не знаю зачем? Это мое мнение. Но если зовут в топ-5 - если человек хочет почувствовать, как там все устроено, то да.
Поняли Кузяева, перешедшего во французский "Гавр"?
Михаил Кержаков: Да. Мы говорим про приоритеты. Далер хотел попробовать свои силы в европейском чемпионате. Он до этого вел переговоры, все скептически относились к ним, часто слышал такое - он выбивает себе контракт, все с ним понятно. Раньше что-то не срасталось. Однако Кузяев шаги-то делал, хотел. Сейчас ему уже 30, здесь он все выиграл, денег заработал. Супер все.
Тренер "Гавра" сказал, что никогда не тренировал такого сильного футболиста.
Михаил Кержаков: Ну, набрался опыта в "Зените", как сказал бы Геннадий Сергеевич Орлов (улыбается).
Вы столько лет в "Зените", но каждое трансферное окно то и дело разговоры о необходимости купить нового вратаря. Как реагируете?
Михаил Кержаков: Так было всегда. Это классика. И когда Малафеев играл, и потом Лодыгин. Ничего нового.
Почему так происходит?
Михаил Кержаков: Наверное, кого-то не устраивает класс вратарей, кто-то хочет более сильного. Не суть. По поводу меня - просто стечение обстоятельств. Вопреки всему я в "Зените" (улыбается).
На полевых игроков "Зенит" тратит много денег, на вратаря - нет.
Михаил Кержаков: Давайте по фактам, абстрагируемся от меня. Берем прошлый сезон - какого голкипера нужно было брать? Это если мы говорим о россиянах. Ценники были не просто неадекватные, а сверхнеадекватные. Есть Акинфеев - икона последних 20 лет, легенда. Он даже не обсуждается.
Кто еще? Матвей Сафонов из "Краснодара". По потенциалу - да, вопросов нет. Но вряд ли краснодарцы готовы его отпустить. А остальные вратари плюс-минус равны. Переплачивать за голкипера, который чуть сильнее другого, нецелесообразно.
Как сохранять мотивацию команде, пять раз подряд выигравшей Премьер-лигу? Еще и в отсутствие еврокубков.
Михаил Кержаков: То время, в котором мы живем, оно пройдет, а титулы останутся. Потом воспитанники академии будут смотреть на количество трофеев, звездочки. Все меняется, но победы запоминаются. Для меня как для воспитанника и жителя Санкт-Петербурга это очень важно.
Когда ты выступаешь за родной клуб - это особенные чувства. Порой даже немножко неудобно бывает, когда оказываешься в компании с разными людьми, других профессий, но все они разговаривают о футболе. Начинают у тебя спрашивать все, интересоваться. Они живут этим.
Вы несколько раз сказали про брата. Сейчас так же пристально следите за его карьерой?
Михаил Кержаков: Года два назад если бы меня спросили, показали бы какой-нибудь гол, я бы с точностью на 99 процентов сказал бы, кому он был забит, когда. По возможности, смотрел все матчи Саши.
Он же вам забивал.
Михаил Кержаков: Да, целых три мяча.
Игорь Денисов говорил: "Хочу, чтобы Кержаков тренировал в академии "Зенита". В будущем ваш брат может возглавить питерскую команду?
Михаил Кержаков: Все возможно. Мне кажется, брат об этом мечтает.
21 октября, суббота, "Матч ТВ"
"Матч Премьер"
22 октября, воскресенье, "Матч Премьер"