Сейчас при приеме на программы среднего профобразования проводится так называемый конкурс аттестатов: значение имеет средний балл всех оценок в документе.
Но, по мнению главы Рособрнадзора Анзора Музаева, эта схема себя уже изжила.
"Сегодня все специалисты понимают: конкурс аттестатов не работает, эта схема не отвечает современным требованиям, - сказал Музаев на прошедшей на днях встрече с родителями школьников. - Часто аттестат выдается девятикласснику лишь для того, чтобы он поступил в техникум или колледж и не "портил картинку" в 10-м классе. Здесь объективностью не пахнет".
Пока конкретики о том, как могут поменяться правила поступления в колледж, нет, но мы узнали у экспертов, как это могло бы быть.
Дмитрий Ливанов, ректор Московского физико-технического института:
- Система среднего профобразования сегодня преображается, не только меняются программы обучения, но обновляются здания, приходит новое современное оборудование. При этом очень важно сделать так, чтобы люди не поступали в колледжи в надежде потом избежать сдачи ЕГЭ при поступлении в вуз. А сегодня, по экспертным оценкам, 25-30 процентов идет в колледжи именно по этой причине. Они не хотят получить конкретную профессию, а хотят минимизировать усилия для последующего поступления в университеты. Мне кажется, правильным было бы сделать так, чтобы ЕГЭ стал обязательным при поступлении в вуз независимо от того, откуда приходит абитуриент - из школы или из колледжа. Тогда у выпускников 9 классов, выбирающих СПО, будет правильная, не искаженная мотивация.
Сергей Еремин, и.о. директора Института СПО им. К.Д. Ушинского МГПУ:
- Уже сейчас в некоторых колледжах абитуриентов принимают не только по конкурсу аттестатов, ранжируя их средние баллы, но проводят еще и дополнительные вступительные испытания. Пока это происходит лишь по некоторым направлениям, которые определяет Минпросвещения. Благодаря тому, что осенью 2022 года Минпросвещения расширило указанный перечень, включив в него педагогические специальности, Московский городской педагогический университет смог этим летом организовать подобные испытания. Желающие поступить в наш университет на программы СПО сдавали мини-эссе и отвечали письменно на вопросы по материалу школьной программы по литературе, истории и обществознанию. Стоит отметить, что несколько десятков абитуриентов, в том числе имевших высокий средний балл аттестата (выше 4), не смогли преодолеть минимальную планку для поступления, а, значит, данная мера вполне может стать составной частью новой модели поступления школьников в колледжи. Если идти в таком направлении, думаю, это будет позитивный шаг. И здесь хорошо бы поддержать процесс развитием системы профориентации в школах, чтобы там могли более точно направлять ребят, исходя из их предпочтений и желаний.