Вопрос выгодной реализации свежесобранного урожая особо актуален для небольших хозяйств: современные хранилища для большинства недоступны, а самостоятельно вставать за прилавок готов не каждый, вот и приходится по дешевке сбывать все перекупщикам.
- Они ненадежны: во-первых, берут за копейки, во-вторых, не факт, что вообще купят заявленный объем. Нам не нужна большая маржинальность, нам нужен заработок, чтобы развивать производство. Поэтому начали искать новые точки роста. Одна из них - работа с торговыми сетями. Сейчас обсуждаем заключение контрактов. Нюансов много, мы еще не до конца представляем формат, но в эту реку заходить надо, - признался в разговоре с "РГ" Андрей Айметов, фермер и председатель сельхозкооператива из Красноуфимского района Свердловской области.
Понятно, что проблема сбыта - далеко не сезонная. За последние пять лет какие только формы реализации товаров крестьянских хозяйств не пытались внедрить в УрФО. На Среднем Урале, допустим, основную ставку делали на ярмарки выходного дня и создание сети фермерских магазинов. В соседних регионах - на электронные торговые площадки. Так, в Челябинской области к реализации выращенного подключили федеральный маркетплейс, а тюменцы запустили свой интернет-магазин.
Торговые сети до сих пор казались если не недоступными, то крайне капризными и сложными партнерами.
- Мы попытались реализовать молочную продукцию сразу через трех ретейлеров. От двух ушли почти сразу: договоры заключаются очень долго, чуть что - штрафные санкции. Кроме того, постоянно просят скидочные акции, а мы не можем уступать в цене больше десяти процентов, иначе придется работать себе в убыток, - поделилась опытом представитель крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) Ольга Альметьева.
В Минпромторге РФ признают: фермерам сложно выдержать стандарты федеральных торговых сетей, ритмичность поставок, политику лояльности. Но рынок сбыта для них неумолимо сужается. В 2023 году доля несетевых магазинов и нестационарных точек торговли в городах, где традиционно реализуют свою продукцию КФХ, сократилась в 2,5 раза по сравнению с 2015 годом. По прогнозам экспертов, через пять лет она ужмется еще в четыре раза.
- Никому бы не хотелось обезличивания и сокращения ассортимента - прийти в магазин и увидеть на полках товары только крупных игроков, - уверен заместитель руководителя департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Александр Лифинцев.
В прошлом году при поддержке ведомства в Тульской области запустили агроагрегатор. Он предполагает индивидуальный подход к поставщикам с гарантиями, что его продукцию не развернут на приемке. Для КФХ разработали упрощенный договор, сократили отсрочку оплаты, убрали все штрафы за недопоставки. Также фермерам предоставляются специальные сервисы: их продукция поступает в региональный хаб, где обрабатывается, фасуется и упаковывается, а затем направляется либо в распредцентр, либо напрямую в магазины.
Сейчас на этих условиях сеть сотрудничает с 30 КФХ, продукция поступает в 185 торговых точек. Объем закупок через агрегатор с начала года превысил пять тысяч тонн, в денежном выражении он достиг 100 миллионов рублей. Опыт уже распространили на шесть регионов центральной части России. Сегодня как минимум две торговые сети ("Магнит" и X5 Group) намерены убедить уральских фермеров в выгодном сотрудничестве. Первые ласточки, по данным компаний, уже есть: в Свердловской области заключено 13 договоров с производителями "борщевого набора" и молочной продукции.
Алексей Шмыков, первый заместитель губернатора Свердловской области:
- Поддержка крестьянско-фермерских хозяйств очень важна. Получателями различных субсидий в 2022 году стали около трехсот производителей. Сегодня местная продукция становится все более востребованной. Поэтому наша задача - обеспечить ею каждый магазин.