19.10.2023 13:34
Поделиться

В тюменском водоканале рассказали о реконструкции системы водопользования

В наше время обычная пресная вода становится самым ценным ресурсом, поэтому ее добыча, производство, передача потребителям и использование требуют самого бережного, рационального подхода. Как говорится, ни капли мимо - такой путь выбрала компания "Росводоканал-Тюмень". Зачем коммунальщики запустили несколько концессионных соглашений, что планируют изменить с их помощью, какие технологии применяют в работе? Об этом - в интервью с генеральным директором Ольгой Сарбаевой.
Ольга Сарбаева: Социальная ответственность компании - это инициатива коллег.
Ольга Сарбаева: Социальная ответственность компании - это инициатива коллег. / Ирина Никитина/РГ

Ольга Александровна, "Водоканал-Тюмень" подписал с городом концессионное соглашение, цель которого - сделать системы водоснабжения и водоотведения надежными, а население обеспечить качественным ресурсом. Это определенный вызов для всех участников договора?

Ольга Сарбаева: В какой-то мере да. В начале нулевых годов система водоснабжения и водоотведения города Тюмени требовала серьезной модернизации, тем более в преддверии стремительного развития агломерации. Со стороны областного правительства и мэрии поступил запрос на обновление всех водозаборных и городских очистных сооружений, станций подкачки воды, канализационных насосных станций (КНС), которые на тот момент работали около полувека и, конечно, технически и морально устарели. Из-за износа линейной части, например, мы теряли 35-37 процентов ресурса.

Сначала разработали и утвердили план мероприятий на 15-летнюю перспективу. С ним в 2017 году и подошли к заключению соглашения. Объем инвестиций - 22 миллиарда 126 миллионов рублей - в то время самая крупная концессия в стране. Стремления амбициозные, но назад пути уже не было. Задача - создать новый облик системы, многое возвести с нуля.

На первом этапе, с 2018-го по 2021-й, реконструировали Велижанский водозабор 1972 года постройки, питаемый подземными источниками. Новые трубы, аэраторы-дегазаторы, установка очистки и обеззараживания воды на основе не хлора, а гипохлорита натрия - тогда это была абсолютно инновационная и эффективная вещь.

Когда весь комплекс мероприятий, от реконструкции объектов до регулирования давления в сетях, понимает каждый сотрудник предприятия, можно говорить об успехах

На Метелевском речном водозаборе 1981 года, который мощнее Велижанского, потрудиться предстояло не меньше. Первую очередь попросту демонтировали и построили современный объект, где смесители полностью из железобетона, щитовые затворы, мешалки, камеры хлопьеобразования и отстойники - все поменяли. До конца года планируем провести опытно-промышленный пуск и после приступить к демонтажу второй очереди. В полном составе Метелево заработает в 2025-2026 годах.

Городские очистные сооружения - огромное хозяйство. Поменяли цеха решеток и мехобезвоживания, песколовки, первичные и вторичные отстойники. Сейчас работаем на третьем блоке биологической очистки, который отвечает за увеличение пропускной способности принимаемых со всего города стоков. Летом начнем его опытно-промышленную эксплуатацию. Сразу скажу: уже смогли увеличить мощность с 220 до 260 кубометров в сутки - это отвечает запросам постоянно растущего города. Притом работы ведутся на действующих очистных - их же не остановишь. Идем точно по графику. Это не та история, когда надо предельно ускоряться. Лучше потратить время на настройку технологического процесса, чтобы потом не считать убытки.

Чтобы представить масштаб работы, назовите, пожалуйста, цифры.

Ольга Сарбаева: В Тюмени обслуживаем 1,7 тысячи километров сетей водоснабжения. С 2018-го построили и реконструировали свыше 270 километров, нынче - более 23. Основной объект - кольцевой водовод. Около 70 процентов сетей состоят из современных полимеров, что позволило уменьшить потери до 11 процентов, а также на 71 процент снизить число отключений и повреждений труб. Подача воды при этом сократилась на 19 процентов, а полезный отпуск - увеличился на три. Тюменский водоканал также обслуживает в городе тысячу километров сетей водоотведения. С начала работы по концессии построили и реконструировали 157, в том числе в этом году - 13 километров.

Водоканал всегда работал в Тюмени, но пару лет назад вы вышли за ее пределы.

Ольга Сарбаева: Концессия с Тюменским районом вообще первая в его столетней истории. Областное правительство и муниципалитет решили провести реновацию, чтобы в финале получить систему сельского ЖКХ, эффективную по технологиям, обслуживанию, эксплуатации, издержкам. Без водозаборов и скважин. Первое соглашение подписали в 2019-м на 4386 миллионов рублей, второе - в 2022-м на 4730 миллионов. Сети водоснабжения уже построены к селам Яр, Ембаево, Тураева, Каскара, Луговое, Кулаково, Червишево, Онохино. То есть от областной столицы идем по всем направлениям. Сейчас строим водоводы к селам вдоль Московского тракта - от Дударева и до Зырянки, что почти на границе со Свердловской областью. По Ялуторовскому тракту стройка охватит поселки Боровский и Богандинский. Подводя итог, с начала концессии в районе благодаря нашей компании появилось 159 километров сетей водоснабжения (в том числе в этом году 31) и 112 - водоотведения (18).

Планы еще более грандиозные: 500 километров новых коммуникаций (287 для водоснабжения и 213 - водоотведения). Кстати, району десятилетиями требовались свои сливные станции. Будем строить их на самых дальних участках, чтобы исключить загрязнение окружающей среды. КНС "Молодежный-Тюмень" уже запущена. В октябре КНС с точкой слива откроется в Успенке, и в Боровском такой объект появится.

В процессе реконструкции планы приходится переписывать?

Ольга Сарбаева: Да, конечно. Когда пересматриваем объем перспективных нагрузок, где-то меняем технические параметры, где-то диаметры трубопроводов, мощности насосных станций. Система водоснабжения должна отвечать текущим потребностям муниципалитета и перспективам жилищного строительства.

Понятно, что за удобства нужно платить. Тарифы для сельчан поменяются?

Ольга Сарбаева: В Тюмени свой тариф, в Тюменском районе - свой. В перспективе после полной централизации, ожидаемой в конце 2025 года, он должен стать средним. Льготные тарифы как были, так и останутся, только с коэффициентом на официально закрепленном уровне. Мы не перекладываем на плечи населения инвестиционные расходы на модернизацию, они идут из других источников - средств концедента, межтарифной разницы, которую оплачивает областное правительство.

Концессия в разгаре, какую обратную связь получаете: жители рады или есть недовольные?

Ольга Сарбаева: Общественная оценка измеряется обращениями абонентов. За последнее время число жалоб в кол-центр компании снизилось в разы. Каждый звонок, каждое письмо отрабатывается. Например, по жалобам на качество воды (цвет, мутность) всегда выезжаем на место, выясняем причины.

В другие районы с концессией пойдете?

Ольга Сарбаева: Планы есть. Оцениваем несколько направлений, но пока это только расчеты. Правда, есть несколько партнерских проектов. В Голышманово в 2019-м построили очистные. Сейчас в Упоровском районе реконструируем станцию очистки воды, чтобы увеличить ее мощность с 600 до 1200 кубометров в сутки. Там же по улицам райцентра тянем водовод, ремонтируем линейную часть, обновляем станцию первого подъема с двумя водозаборными скважинами. Это довольно солидный и ответственный контракт, завершим его в 2024 году.

А как быть с таким раритетом, как колонки? Они до сих пор сохранились не только в селах, но и на улицах Тюмени.

Ольга Сарбаева: Безусловно, колонки - источник больших потерь, и снижение их числа - тоже наша задача. Накануне концессии в Тюмени было 400 колонок, сейчас - 160. Но убирать надо с умом, не оставляя население без ресурса, ведь централизованной водой пока обеспечены не все. В таком случае лучший вариант - менять старые водоразборные устройства на "умные". Абоненты ими пользуются по карточкам, что исключает воровство. В городе таких агрегатов 15, в Тюменской районе - пять.

Обмениваетесь ли вы опытом с коммунальщиками из других регионов?

Ольга Сарбаева: География контактов обширная: Сахалин, Липецк, Челябинск, Якутия, Ростов-на-Дону, Саранск, Смоленск… Коллеги с Сахалина и из Липецка тоже вошли в "Росводоканал". Посетив наш филиал, оценили опыт ГЧП, концессий и захотели использовать. Когда весь комплекс мероприятий, от реконструкции объектов водоподготовки до регулирования давления в сетях, понимает каждый сотрудник предприятия, можно говорить об успехах.

Ваше предприятие славится внедрением инноваций и квалификацией специалистов. Знаю, что они даже сами придумывают и собирают оборудование для повышения эффективности работы.

Ольга Сарбаева: Неавтоматическая система углевания для Метелевского водозабора действительно создана руками сотрудников - инженеров, технологов, энергетиков. Она подает угольную пульпу на смесители. Теперь хотим сделать автоматический вариант с подачей пульпы сразу на первый подъем. А в июне наши специалисты быстро смонтировали береговую насосную станцию подкачки в связи с резким обмелением Туры. Принцип ее работы - принудительный забор воды с более глубоких уровней для насосной станции первого подъема. Оборудование готово, правда, ни разу не включалось - необходимости в этом пока не возникло.

Ваш коллектив постоянно мелькает в новостях как молодой, чрезвычайно активный и социально ответственный.

Ольга Сарбаева: Он самый лучший! У нас трудятся 1300 человек, средний возраст - около 40 лет. Половина сотрудников имеет высшее образование: мы помогаем желающим получить диплом, повысить квалификацию. Есть совет молодых специалистов, выступающих на профильных конференциях с рацпредложениями. Предприятие всегда участвует в "Ярмарках вакансий", входим в выпускные комиссии в Тюменском индустриальном университете.

А еще у нас большая волонтерская команда. Ребята идут в школы с "Уроками чистой воды", воспитывая у подрастающего поколения бережное отношение к окружающей среде. Социальная ответственность компании - это инициатива коллег. Деревья высаживаем, водоем зарыбляем, кровь сдаем, детям помогаем. Откликаться на просьбы города - норма для коллектива. Недаром в прошлом году получили федеральную премию "Мы вместе".