Главное наше преимущество - люди

Михаил Дегтярев: Мы видим возможности и идем по пути их реализации
В условиях глобального разворота России на Восток Хабаровский край усилил свои позиции в качестве одного из наиболее перспективных и стратегически важных регионов страны. О том, как эффективно реагировать на новые вызовы, формируя основу для развития и реализации имеющегося потенциала, мы побеседовали с губернатором Хабаровского края Михаилом Дегтяревым.
Правительство Хабаровского края

Российская газета: Михаил Владимирович, без преувеличения можно говорить о том, что сегодня все мы живем в эпоху глобальных перемен, когда центры силы в мире смещаются в Азию. Хабаровский край как часть огромной страны не может оставаться в стороне от этих процессов. В чем, по вашему мнению, основное преимущество региона и как мы можем его использовать?

Михаил Дегтярев: Хабаровский край обладает огромным промышленным, экономическим, ресурсным потенциалом. Однако начать хотелось бы с того, что главное наше преимущество - люди. Настоящие дальневосточники - искренние и трудолюбивые. Они являются движущей силой развития. И это не пафосный лозунг, а реальность. Начиная работу в качестве губернатора, я со своей командой побывал во всех без исключения районах края и смог убедиться в этом лично. Иначе мы не могли бы говорить о каком-либо промышленном и экономическом росте, реализации крупных проектов.

Что касается разворота России на Восток, то это вполне естественный исторический процесс. На нашу страну обрушилось беспрецедентное санкционное давление, которое тем не менее ожидаемого эффекта не возымело.

Край успешно адаптировался к новым вызовам. По итогам 2022 года мы добились роста собственных налоговых и неналоговых доходов на 11 процентов. Итоговый показатель превысил 135 миллиардов рублей, что выше изначального плана на 19 миллиардов.

В прошлом году началась реализация 26 крупных инвестиционных проектов на общую сумму более 133 миллиардов рублей. Мы работаем над наращиванием инвестиционной активности. Хорошим подспорьем в данном случае выступают преференциальные режимы ТОР и СПВ. За восемь лет они принесли субъекту инвестиций на 207 миллиардов рублей. При этом сумма налоговых поступлений от резидентов за тот же период достигла 9,5 миллиарда.

С 2023 года в практическую плоскость перешел новый инструмент поддержки в формате соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Полностью запущены все этапы Регионального инвестиционного стандарта. В крае действует Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций. Оно работает с инвесторами в режиме "одного окна", оказывает всестороннее содействие, помогает оперативно решать возникающие проблемы, преодолевать бюрократические препоны.

Хабаровский край - крупнейший транспортно-логистический узел Дальнего Востока. По его территории пролегают БАМ и Транссиб, здесь действуют девять пунктов пропуска через государственную границу. Общая протяженность автомобильных дорог - почти 11 тысяч километров. На фоне переориентации товарных потоков и инвестиций с Запада на Восток это по-настоящему значимое преимущество, которое открывает новые перспективы взаимовыгодного партнерства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Одним из важнейших проектов в условиях разворота на Восток также является начавшееся в 2022 году строительство первой в новой России частной Тихоокеанской железной дороги. Она свяжет Эльгинское месторождение в Якутии и мыс Манорский на побережье Охотского моря. Провозная мощность в 30 миллионов тонн в год позволит существенно разгрузить БАМ.

РГ: С какими странами сегодня сотрудничаем?

МД: Сохраняются связи с большинством государств, с которыми у нас были выстроены отношения. Во внешней торговле значительно уменьшились доли только Японии и Республики Корея. Основным же партнером остается Китайская Народная Республика. Внешнеторговый оборот края с Китаем по итогам 2022 года увеличился на 31 процент, грузооборот - на 106 процентов по сравнению с 2021-м.

В настоящее время мы совместно с органами государственной власти КНР прорабатываем возможность расширения экспортно-импортной номенклатуры, продолжаем оснащение пунктов пропуска необходимой инфраструктурой для перевозок грузов, в том числе и опасных.

В экономическом смысле Хабаровский край является одной из наиболее развитых дальневосточных территорий

Наиболее масштабный и перспективный проект - совместное освоение острова Большой Уссурийский. Он придаст дополнительный импульс развитию автотранспортных грузовых перевозок, позволит эффективнее использовать транзитный потенциал. Одним из элементов логистической системы станет создаваемый в Хабаровске "сухой порт" с возможностью предоставления услуг по организации международных контейнерных перевозок.

РГ: Что мы можем предложить на внутренний и внешний рынки?

МД: В экономическом смысле Хабаровский край является одной из наиболее развитых дальневосточных территорий. Предприятия региона производят основную долю продукции машиностроения, почти весь объем нефтепродуктов, стали и стального проката в ДФО. Мы входим в первую пятерку российских субъектов по добыче драгоценных металлов, а также стали лидерами Дальнего Востока по производству лесоматериалов. По итогам прошлого года у нас выпущено 50 процентов пиломатериалов, свыше 47 процентов шпона и 96 процентов топливных гранул от общего объема по ДФО.

Хотел бы подчеркнуть, что если дальневосточная экономика в целом имеет сырьевую направленность, то Хабаровский край отличается высоким уровнем промышленного развития. 70 процентов всей инновационной продукции Дальнего Востока выпускается у нас, а доля обрабатывающих производств в крае превышает 73 процента.

РГ: Как санкционное давление повлияло на работу промышленных предприятий?

МД: По большому счету, никак. Да, были определенные трудности после отмены поставок зарубежных комплектующих для самолетов SSJ-100. Но эта проблема решается, налаживается выпуск авиалайнеров с импортозамещенными деталями и агрегатами.

По судостроению специалисты также оперативно переориентировались на российскую номенклатуру или перешли на продукцию из дружественных стран. В остальном каких-либо глобальных проблем не возникло.

РГ: В ходе Восточного экономического форума главе государства представили мастер-планы развития Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Расскажите, какими должны стать эти города после реализации задуманного?

МД: Больше года мы вели подготовку мастер-плана Хабаровска, привлекли лучших архитекторов, урбанистов, профессионалов в градостроительной деятельности, специалистов ЖКХ. Документ готов. Он предполагает ревитализацию центра города, создание маленькой Европы на Востоке. Суммарно в реализацию мастер-плана будет вложено около 850 миллиардов рублей. Это и частные инвестиции, и наши инфраструктурные кредиты, и прямые бюджетные вливания. Делаем ставку на развитие 11 центров городской жизни, где будут созданы общественные пространства, социальная инфраструктура, обеспечена транспортная доступность. Должен развиваться весь город, не только центр.

При формировании мастер-плана учитывали мнение жителей. На начальном этапе собрали семь тысяч идей, предложений, проанализировали 65 тысяч сообщений в соцсетях. Эта работа оказалась очень полезной, поскольку высказанные инициативы взяты в работу. Очевидно, что сегодня надо приводить в порядок бульвары, объединять набережную.

Важно понимать, что мастер-план отличается от градостроительного тем, что учитывает социально-экономическое развитие. Мы видим, где точки приложения труда. Выделены Северная и Южная промышленные зоны. Будем развивать их в рамках ТОР. Очень много обращений было связано с транспортом. До 2026 года заменим все старые трамваи в Хабаровске и почти 200 автобусов.

В Комсомольске-на-Амуре объем инвестиций при реализации мастер-плана составит около 140 миллиардов рублей. Здесь также предусмотрено развитие транспорта, создание общественных пространств. Из знаковых объектов - ДК судостроителей, который уже почти 20 лет в руинах. Договорились, что будем его восстанавливать, полностью отстраивать за счет "дальневосточной концессии". Дополнительное развитие получит набережная, преобразятся парки Железнодорожников, "Строитель", "Судостроитель" и парк имени Гагарина. Все это учли.

Кроме того, в мастер-план вписали восстановление трамваев, в течение двух-трех лет мы к этой работе приступим. Ну и не забыт аэропорт Хурба - его также ждет реконструкция. Необходимо удлинить взлетно-посадочную полосу, чтобы аэропорт мог принимать дальнемагистральные пассажирские самолеты. Сроки указаны, в течение ближайших пяти лет мы это сделаем.

РГ: Как бы вы объяснили друзьям из западных регионов России, зачем нужно непременно побывать в Хабаровском крае?

МД: Главная особенность Хабаровского края в том, что здесь каждый может найти свой интерес для жизни, работы и отдыха. Регион по-настоящему уникален. На юге субтропические леса, на севере климат, очень похожий на Сибирь, морское побережье, как на Сахалине. Это позволяет замахнуться на то, чтобы стать туристическим брендом "три в одном". Можно прилететь к нам и увидеть здесь все, не отправляясь куда-либо дальше.

Регион с богатым культурным наследием, в том числе коренных малочисленных народов. В музеях собраны уникальные собственные коллекции, которые не уступают, а порой и превосходят западные экспозиции.

На юге края субтропические леса, на севере климат, как в Сибири, морское побережье похоже на Сахалин. Это позволяет замахнуться на то, чтобы стать туристическим брендом "три в одном"

В крае проводятся масштабные мероприятия, которые делают его узнаваемым и привлекательным не только для жителей нашей страны, но и для зарубежных гостей: международный фестиваль военных оркестров "Амурские волны", фестивали "Рок над Амуром", "АмурФест", "АрсеньевLIVE" и другие.

Мы единственный дальневосточный регион который играет и в КХЛ и ФНЛ и суперлиге чемпионата страны по русскому хоккею. Кроме того, возродили женскую волейбольную команду. Сейчас у нас четыре профессиональных спортивных клуба, проходят крупные международные и всероссийские соревнования. Арена "Ерофей" в Хабаровске - самый большой крытый стадион для хоккея с мячом в мире, вмещающий 10,4 тысячи зрителей. Только представьте: на парковке арены регулярно проводятся официальные соревнования по дрифту.

Гостям непременно стоит посетить и крупные промышленные предприятия, которые выпускают передовые гражданские и боевые самолеты, корабли. Ими гордимся не только мы, но и вся страна.

РГ: С чем вы хотели бы обратиться к жителям Хабаровского края в год 85-летия образования региона?

МД: Историю нашего края писали мужественные люди. С XVII века они шли на восток, чтобы "проведывать новые земли". В годы Великой Отечественной войны сражались на фронтах и ковали победу в тылу. Сегодня наши бойцы самоотверженно отстаивают суверенитет страны в зоне специальной военной операции. Мы гордимся земляками-героями и продолжим делать, все, чтобы поддержать их.

Президент Владимир Путин и правительство России уделяют особое внимание развитию нашего края. Сюда направляются значительные средства, что помогает реализовывать масштабные проекты. Мы строим самолеты и корабли, добываем золото, развиваем науку. Благодаря этому регион сегодня остается лидером по многим направлениям.

Однако останавливаться на достигнутом нельзя. Работы впереди много, со всеми задачами мы справимся. Будем использовать свои знания и опыт на благо региона, сделаем его процветающим и передовым.

Дорогие друзья! Поздравляю вас с 85-летней годовщиной со дня образования Хабаровского края. Желаю всем крепкого здоровья, благополучия, веры, надежды и любви.

Досье

Окончил Самарский государственный аэрокосмический университет по специальности «Инженер», а также Московский институт мировых цивилизаций по специальности «Юрист».

Кандидат юридических наук.

Мастер спорта по фехтованию.

Выпускник «Школы губернаторов».

Женат, воспитывает четырех сыновей.

2011—2020 годы. Депутат Государственной думы VI и VII созывов.

2011—2016 годы. Заместитель председателя комитета Госдумы по науке и технологиям, 2016—2020 — председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.

Июль 2020 — сентябрь 2021 года. Временно исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края.

С 24 сентября 2021. Губернатор Хабаровского края.