Одним из самых распространенных авто в муниципальных районах Якутии остается старый добрый УАЗ. На нем ездят как простые селяне, так и главы районных администраций.
В Якутске тоже есть любители продукции Ульяновского завода. Заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства республики Эдуард Пихтин ездит на УАЗ "Патриот" и весьма доволен.
- Мой служебный автомобиль - УАЗ "Патриот", а личный - ГАЗ "Соболь". Я просто презираю иномарки! И всем коллегам рекомендую пересесть на отечественный автомобиль, - поделился Эдуард Валерьевич.
УАЗ в Якутии - машина №1 еще с далеких советских времен. Здесь даже проводят региональные летние и зимние гонки на ульяновских машинах, бороздя ими то непролазные грязи, то снежные долины.
А за тысячи километров от Якутии на этом внедорожнике покоряет скалистые горные дороги глава Кабардино-Балкарии Казбек Коков. Он уже пять лет передвигается на автомобиле УАЗ "Патриот". Полноприводная машина хорошо себя показывает в разных условиях, ведь в республике сложная местность - здесь находится Эльбрус и его предгорья, куда нередко приезжает глава республики.
Более того, отечественный УАЗ - основная машина Кокова, на другие он садится крайне редко. В пресс-службе руководителя региона уточнили, что в 90 процентах случаев Казбек Коков сам находится за рулем. Кстати, бывает это и в дальних поездках, например, летом 2022 года он с рабочей поездкой посетил Скадовск в Херсонской области, над которым республика взяла шефство.
Давно пересел на служебный автомобиль отечественного производства и глава Татарстана Рустам Минниханов. Он сделал это три года назад. На церемонию вступления в должность в 2020 году приехал на российском представительском седане Aurus Senat.
Эти автомобили премиального класса стоимостью от 18 миллионов рублей выпускают в Татарстане на территории особой экономической зоны "Алабуга". По мнению Рустама Минниханова, которое он неоднократно озвучивал в общении с коллегами и журналистами, не только Aurus Senat, но и другие имеющиеся сейчас отечественные автомобили соответствуют всем стандартам качества.
Вслед за руководителем региона на отечественные авто постепенно пересаживаются и другие чиновники республики. Так, в середине августа, Рустам Минниханов вручил министру образования и науки Ильсуру Хадиуллину символический ключ от 49 новых служебных машин Lada Vesta, предназначенных для начальников отдела и управлений образования.
Среди российских автомобилей у региональных и городских администраций наиболее популярны вазовские модели. Так, в мэрии Екатеринбурга заменять отслужившие иномарки машинами АвтоВАЗа начали еще в прошлом году. Горадминистрация закупила 11 машин Lada 2022 года выпуска для муниципальной автобазы. На приобретение отечественных авто казна потратила более 17 миллионов рублей.
Авто без особого шика: мощность двигателя 100-150 лошадиных сил, салон из текстиля, электронный контролер устойчивости и подушки безопасности для водителя и пассажира на переднем сидении. "Соотношение цена - качество отличное", - заверили "РГ" в администрации города. Правда, машины в мэрии не задержались, их передали в районные администрации Екатеринбурга. Самому новому и современному району Академический досталось два авто, остальным - по одному.
Еще раньше - три года назад - на вазовские модели стали пересаживаться в Удмуртии. Именно тогда правительственный автопарк республики пополнился тремя десятками Lаda Vesta, которые собирали рядом - на ижевской площадке АвтоВАЗа. Принимая решение о замене машин, глава республики заявлял об экономической выгоде - содержать старые иномарки было дороже, чем покупать новые российские авто.
20 октября семь автомобилей Lаda Niva вручили в Уфе, столице Башкирии, первым заместителям глав районных администраций. Что касается администрации главы Башкирии и правительства республики, то пока большинство чиновников ездят на иномарках.
В автопарке преобладают машины чешской марки Skoda и японской Toyota, есть несколько BMW. В Транспортном управлении отметили, что машины иностранного производства будут замещаться отечественными по мере их выхода из строя.
Такой же тактики собираются придерживаться и в Дальневосточном федеральном округе. На дорогах Дальнего Востока машин отечественного производства немного, еще меньше чиновников, на них передвигающихся. Но изменения грядут и здесь. Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев еще летом во время Петербургского международного экономического форума протестировал новый автомобиль АвтоВАЗа Lada Aura. И заявил, что региональные власти в перспективе могут заказать эту модель для своего автопарка, "когда имеющийся автопарк окончательно выработает свой ресурс".
Оно и неудивительно, ведь смена автомобиля - строка расходов в бюджете, а они на этот год не были предусмотрены. По этой же причине во многих регионах пока не заметна активная пересадка госслужащих на наш автопром. Однако российские машины в перспективе помогут сократить расходы на транспорт.
Об этом говорил глава администрации Октябрьского района Ставрополя Алексей Ломанов. В начале августа он сменил рабочую Volvo на Lada Vesta. И остался доволен. "Машина сама по себе практичная, - сказал он, - удобная, красивая. Но главное, экономная в обслуживании. Бюджеты районных администраций, будем говорить прямо, ограничены. Поэтому чем меньше мы тратим на сопровождение деятельности аппарата, тем больше можем пустить на реальные действия".
Не остались без внимания региональных руководителей и автомобили столичного бренда. В начале октября автопарк правительства Красноярского края пополнился автомобилями отечественной сборки "Москвич 3".
Как сообщает пресс-служба губернатора региона, партия из четырех машин со дня на день выйдет на рабочие маршруты. Покупка обошлась краевой казне в 9 миллионов 227 тысяч рублей за все. Машины без излишеств - обычные "рабочие лошадки", кроссоверы в достаточно скромной комплектации - с 1,5-литровыми турбированными двигателями мощностью 150 л.с.
"Москвичам" предстоит возить чиновников по дорогам бескрайнего и часто бездорожного Красноярья. Как они с этим справятся, покажут время и расстояния.
В Калининградской области власти пока не пересаживаются на автомобили из списка Минпромторга. Они по-своему решили поддержать российского производителя. Речь идет о высоколокализованных моделях, которые производят в нашей стране.
Это китайские марки Kaiyi и BAIC, которые собирают на калининградском заводе "Автотор". Именно на них решили сделать основную ставку и поддержать предприятие, которое из-за санкций оказалось в непростой ситуации.
В итоге правительству Калининградской области передали на тест-драйв две седана и кроссовера этих марок. Если машины успешно пройдут испытания, то они смогут занять места в "гараже власти". Пока неизвестно, как долго продлится тестирование. Отчитаться о проделанной работе чиновники должны не позднее 1 февраля 2024 года.