Война Судного дня 1973-го и "Железные мечи" 2023-го. В чем их схожесть и различия
Война Судного дня 1973-го и "Железные мечи" 2023-го. В чем их схожесть и различия
По прошествии двух недель с начала нынешнего витка конфликта, который, вероятно, станет самым смертоносным за всю историю 75-летнего палестино-израильского противостояния, можно подвести предварительные итоги, тем более что уже напрашиваются как символические аналогии, так и явные отличия двух войн с интервалом ровно в 50 лет друг от друга.
Наблюдение первое: "Они не посмеют напасть"
1973 год. Нападение арабов, сирийцев и египтян на Синайском полуострове и Голанских высотах началось ровно в 14 часов субботы, 6 октября, в еврейский праздник Йом Кипур. Арабы хорошо знали, что две трети израильтян проведут этот день в синагогах. К тому же праздник выпал на "шалом шаббат", "мирную субботу", когда жизнь в стране замирает. "Судный день", "День всепрощения" в иудаизме является самым важным - это день поста, покаяния и отпущения грехов.
Нападение застало Израиль врасплох. В первые же минуты Египет обстрелял Израиль десятью тысячами снарядов. Танк за танком катился по Синайской пустыне, прорезая израильские укрепления как горячий нож масло. Тем временем на Голанах сирийские танки проделали огромную дыру в центре израильской линии обороны. По всей стране напуганные граждане задавались вопросом: как это могло случиться?
Нападение стало следствием откровенного провала израильских спецслужб и высокомерного, пренебрежительного отношения к своему противнику. За неделю до Йом Кипура из зарубежных источников властям Израиля поступило множество сообщений о неизбежности арабского нападения. В том числе от источника израильского Моссада, зятя покойного президента Насера, и доверенного лица Садата. Израильские войска на обоих фронтах также предупреждали о кардинальных изменениях в дислокации противника.
Однако начальник военной разведки Израиля Эли Зейра был убежден, что арабы не вступят в конфликт всего через шесть лет после своего разгромного поражения в Шестидневной войне. Израильское военное руководство испытывало высокомерное пренебрежение к арабским армиям, которые они разгромили в 1967 году менее чем за неделю.
Козлом отпущения политики и общественность попытались сделать 75-летнюю главу израильского кабинета министров, "упрямую бабушку" Голду Меир, которую во властных структурах самого Израиля считали самым жестким политиком, и министра обороны Моше Даяна, потерявшего глаз в войне против французских вишистов в 1941 году. Однако авторитет "железной Голды" был настолько высок и непоколебим, что депутаты кнессета (парламента) побоялись ставить на голосование вопрос о вотуме недоверия ей. Она же отвела удар от Даяна, не допустив его ухода с поста министра обороны. А вот ответили, и по делу, те, кто действительно "проспал" нападение. В отставку был отправлены начальник Генштаба Давид Элазар, руководители разведки, включая Зейру. Тот до последнего дня, даже когда ему показали скопление сирийских танков на Голанах, упорно продолжал отрицать возможность нападения со стороны арабов.
2023 год. Нападение на Израиль происходит исключительно силами палестинской группировки, без поддержки со стороны дружественного "Исламского джихада" (запрещен в РФ) и тем более арабских стран. В нем участвуют члены ХАМАСа, который с 2006 года полноценно правит в секторе Газа, изгнав оттуда движение ФАТХ, преемника ООП, покойного вдохновителя антиизраильской борьбы Ясира Арафата. ХАМАС, снова в шалом шаббат, и вдобавок в святой иудейский праздник - последний день публичного чтения Торы, выпускает до 5 тысяч ракет по Израилю и, как и сирийские, и египетские танки 50 лет назад, не встречая сопротивления, стремительно захватывает израильские кибуцы на юге страны. Израиль, как и полвека назад, "просыпается" спустя несколько часов после нападения. Так же, как и тогда, противник выполнил свою главную задачу - застал еврейское государство врасплох и показал ему зубы. Население, как и тогда, в панике прячется по убежищам от залпов ракет. Правительство Нетаньяху и его спецслужбы в первый день не клянет только ленивый. Но что происходит дальше?
Наблюдение второе. ХАМАС перешел "бордовую линию". Израиль начал превращение сектора Газа в руины
ХАМАС, в отличие от сил, напавших на Израиль полвека назад, перешел не просто красную, а "бордовую", как на навигаторе, линию, убивая в основном не военных, а гражданских лиц. Позже президент США Джо Байден во время визита в Израиль скажет премьеру Биньямину Нетаньяху фразу, которую упустили некоторые СМИ. Он назовет причастный к истреблению десятков тысяч людей и к десяткам терактов в США и Европе ИГИЛ (террористическая группировка, запрещена в РФ) "несколько более разумным в сравнении с ХАМАС", добавив, что США будут с Израилем "вчера, сегодня и завтра". Уже никого не волнует, что ХАМАС пришел к власти в секторе Газа после выборов.
В первый день нападения на Израиль погибли 260 человек на музыкальном фестивале на границе с Газой, среди жертв - многочисленные иностранцы, сотни жителей населенных пунктов, боевики увели с собой в огромные туннели под землей не менее 206 заложников.
Как и 50 лет назад, Израиль оказался не готов к нападению, а столь большое количество погибших мирных жителей стало настоящим шоком. Оно, как и полвека назад, расценивается многими экспертами как провал нескольких хваленых израильских спецслужб, в том числе военной разведки и службы безопасности.
"У меня есть личный счет к этому правительству, - говорит житель кибуца Нахаль-Оза на юге Израиля Элад Потерман. - Они бросили мою дочь умирать. Я никогда этого не забуду". "Что касается правительства Нетаньяху, я выведу их из кнессета (парламента) сам, своими руками, я сделаю это. Я уже начал собирать множество людей из заброшенных районов, которые хотят сделать именно это", - добавил он.
Наблюдение третье. Меир и Даян не воевали с гражданскими
Война Судного времени продолжалась 19 дней. Нынешняя война, начавшаяся с израильского ответа под кодовым названием "Железные мечи" на нападение ХАМАС "Наводнение Аль-Аксы", по названию мечети в Иерусалиме, грозит растянуться на долгие месяцы. И как уверяют сами же израильские чиновники, на устранение ее последствий понадобятся годы. Министр экономики Израиля Нир Баракат в четверг цинично заявил, что заложники и жертвы среди гражданского населения будут "второстепенными" по сравнению с уничтожением ХАМАС, "даже если на это уйдет год".
1973 год. Не так яростно расправлялись с противниками полвека назад руководители Израиля, видевшие своими глазами ужасы Второй мировой войны, или, как Голда Меир, еще ребенком в дореволюционном Киеве столкнувшаяся с геноцидом евреев. Эти матерые и, главное, умевшие слушать других, правители Израиля сражались с военными, а не с гражданскими лицами. Когда Война Судного дня грозила перерасти в глобальный конфликт, подобный Карибскому (Октябрьскому) кризису 1962 года, две стороны противостояния, арабы и израильтяне сумели внять доводам Москвы и Вашингтона. Израильские танки остановились на пути в Каир, а Израиль и Египет спустя только шесть лет подписали мирное соглашение, которое десятилетием служило гарантом относительной безопасности.
Октябрь 2023 года. ХАМАС, как говорили раньше, готов сражаться до последней капли крови. Ливанская "Хезболла", с ее 150 тысячами ракет и десятками тысяч бойцов, прошедших обкатку во время 12-летней войны в Сирии. Иран, где 3,5 миллиона граждан в соцсетях поклялись вступить в ряды сопротивления Израилю. США, стянувшие в Средиземноморье две крупнейших эскадры с мощными авианосцами, и несколько тысяч морских пехотинцев.
ООН, многочисленные правозащитные группы, голоса которых никто из сторон конфликта слышать не хочет. 1400 убитых в Израиле. И уже более 4 тысяч погибших в секторе Газа - в результате беспощадных и кровавых, как их называют даже американские СМИ, бомбардировок. Разрушенные минареты, православные церкви, удары по больницам. Ни капли воды, ни килограмма помощи, ни литра топлива, заблокированные грузовики с гуманитарной помощью. Подобный ответ не мог прийти в голову знаменитым предшественникам нынешних израильских властей. И тут сразу напрашивается сравнение с тем, как вели себя по отношению к Израилю тогдашние главные союзники США.
Наблюдение четвертое. Стратегия Вашингтона тогда и сейчас
Байден, приехав в Израиль с семичасовым визитом в среду, клеймил ХАМАС на чем свет стоит и раздавал щедрые авансы Нетаньяху, которого до сих пор не привечал из-за теплых отношений израильского премьера с ненавистным главе Белого дома Трампом. Но в Тель-Авиве обнимался с ним, как с родным братом, уверял в безоговорочной поддержке, а вернувшись в Вашингтон, запросил у Конгресса пакет на 105 миллиардов долларов. Из которых, правда, 60 миллиардов долларов предусмотрено Украине и только 14 миллиардов - Израилю. Тем не менее в случае эскалации конфликта США готовы поддержать Израиль на всех фронтах.
Абсолютно противоположной была картина в 1973 году - Голда Меир не ждала помощи от США. Она вынуждена была просить, выбивать ее у своего главного союзника. Любой другой политик дрогнул бы, но Меир удалось убедить и президента Ричарда Никсона, и главного внешнеполитического стратега внешней политики США, госсекретаря Генри Киссинджера. Не просто смягчить, а переубедить этих двух упрямых, упертых, особенно Никсона, титанов. Госсекретарь Киссинджер постоянно звонил Меир и убеждал ее "не прибегать к превентивным мерам". Это подразумевало только одно: если вы первыми начнете войну, можете не рассчитывать на нашу помощь. Американцы не особо желали и не торопились помогать Израилю. Они опасались эмбарго арабских стран. Так и случилось уже после окончания Войны Судного дня, когда арабские страны ОПЕК добились троекратного повышения цен на нефть, а в США разразился мощный экономический кризис. Вдобавок американским самолетам с оружием до начала войны не позволяла сесть для дозаправки ни одна европейская страна. Кроме Португалии. Франция, Англия, да и НАТО в целом были против израильтян.
Об этом мало упоминается в западных СМИ, но Никсон был убежденным антисемитом и общался с Меир крайне неохотно. Тем не менее ярому антисоветчику Никсону пришлось помогать Израилю. Отдельной истории заслуживает рассказ о переговорах Меир и Киссинджера, который стал одной из самых ярких сюжетных линий недавнего фильма "Голда" с 77-летней звездой Голливуда Хеллен Миррер, урожденной Еленой Васильевой, в роли израильского премьера. Сюжет фильма строится вокруг действий Меир во время Войны Судного дня, а одним из его ярких эпизодов является словесная баталия двух политиков. Меир обращается к госсекретарю с мольбой - "Но вы же еврей, помогите нам, наконец!". На что Киссинджер хладнокровно отвечает: "Вам следует помнить, что, во-первых, я американец, во-вторых, госсекретарь США, и, в-третьих, еврей". Меир настаивает: "В Израиле мы читаем справа налево". Она твердо стоит на своей позиции на протяжении всего конфликта, как и показано в фильме, даже несмотря на то, что Израиль не превосходит численно своих противников. Однако Киссинджер не желает втягивать США в глобальный конфликт, поэтому настаивает на том, чтобы Меир помирилась с арабской стороной. Пускай указанный диалог в фильме заострен ради художественного замысла, он отражает реальный ход мысли тогдашних политиков США, проявивших дальновидный и ответственный подход.
- Данный фильм содержит кадры курения. Помните, курение опасно для вашего здоровья
Октябрь 2023 года. Сегодня США не только не пытаются отговорить Израиль от войны, но и готовы помогать ему оружием. Сейчас политику Белого дома и его внешнеполитическую линию определяют и направляют политики, которые тесно связаны с Израилем, что называется, кровными узами. Отчим госсекретаря Энтони Блинкена, Самуэль Пизар, прошёл несколько нацистских лагерей смерти, в том числе Аушвиц и Дахау, сумел выжить и до конца дней своих с благодарностью вспоминал о вкладе советского солдата в победу над нацизмом. Сегодня его пасынок советует усиливать подготовку США и оказывать любую помощь Израилю в зачистке ХАМАС.
Голда Меир хорошо знала, что ей помогут только американцы, если дела пойдут совсем плохо, и в итоге вняла совету Киссинджера. Железная израильская леди не могла предположить, насколько щедрым может быть Вашингтон в поддержке Израиля.
Наблюдение пятое. Что будет дальше?
После войны 1948 года ООН юридически закрепила вопрос о необходимости создания двух образований: "еврейского государства" и "арабского государства". Во многом из-за позиции США и его европейских союзников этот вопрос до сих пор не решен, а отказ палестинцам в праве на создание отдельного государства стал катализатором нынешнего конфликта, на что обратили внимание на днях президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин. Впрочем, этот вопрос при нынешнем развитии событий, вероятнее всего, усилиями Израиля окончательно будет снят с повестки дня. Введя приказ об эвакуации и проводя массированные бомбардировки, в результате которых сектор Газа стирается с лица земли, власти Израиля провоцируют уход более миллиона палестинцев на юг анклава. Власти Израиля не скрывают своей конечной цели - добиться полного изгнания палестинцев со своих земель в пустынную местность Синайского полуострова, которая является территорией Египта. В Израиле даже не прислушиваются к резким комментариям президента Египта Абдул-Фаттаха Ас-Сисси. В четверг глава МИД Израиля Эли Коэн заявил, что в результате войны ХАМАСа не должно быть в Газе, а территория самого анклава уменьшится в размерах. Вопрос в том, настолько ли уверен Израиль в своих силах или попросту запугивает противника, которому не привыкать к интифадам? Или все-таки проводит линию Вашингтона, особенно после визита Байдена.
Уже на третий день конфликта руководители ХАМАС, большинство из которых спокойно живет в Катаре, Турции и других странах, сообщили о том, что около года готовили свою операцию. Причем в условиях строжайшей конспирации, общаясь друг с другом посредством каналов, которые были недоступны израильским спецслужбам. А значит, подготовились не только к ведению войны в условиях одного из самых густонаселенных районов мира - сектора Газа, с которым в этом отношении сравним Лондон, но и к тому, чтобы держать оборону в своем главном оплоте под землей. Сети туннелей, которые растянулись на сотни километров, представляют собой многоходовые катакомбы с огромным количеством входов и выходов. И хотя израильские военные бравируют тем, что с помощью 300 тысяч резервистов уничтожат "20 тысяч террористов", ХАМАС за год подготовки к операции разместил в своих туннелях тысячи мин, ловушек, что приведет к неминуемому огромному числу жертв среди израильских военных. Именно о такой опасности и недопустимости "головокружения от успехов" предостерегают Израиль западные эксперты.
В пятницу Галлант, наконец, огласил детали по уничтожению ХАМАС в военном, экономическом и политическом плане: на первом этапе - сокрушительные бомбардировки сектора Газа, которые уже превратили север анклава в руины, на втором - наземная операция, и на третьем - полная зачистка анклава от боевиков. На случай отказа от наземной операции, Израиль может создать по периметру анклава военный лагерь, тем самым узаконив "самую большую тюрьму под открытым небом", которой уже называют сектор Газа. В этой войне, в которую готовы включиться и региональные силы, и союзники из-за океана, на данный момент не видно ни конца, ни края - а именно, за пределы какой страны может выйти это противостояние.