Театр ведь только тогда театр, когда в нем есть человек, в котором мне, зрителю, интересно разбираться
Андрей Максимов - о новом спектакле театра имени Вахтангова "Павел I"
Станислав Красильников/ТАСС
А что? Первый - значит лучший, нет разве? Первый - победитель, лучший, главный... Все так. Но если речь не идет о царях.

"Павел I" называется новый спектакль театра имени Вахтангова. Павел Первый - несчастный русский император, русский Гамлет... Его отца - Петра Третьего - убили с молчаливого согласия матери, Екатерины Великой. Он сам был убит с согласия собственного сына, будущего императора Александра Первого.

Нелучшая судьба.

Тем, кто читает театральные рецензии с единственной целью - понять, хвалит рецензент или ругает, скажу сразу: Наталья Ковалёва поставила очень хороший спектакль. Блистательный. Серьезный. И что немаловажно, очень интересный.

Она сократила знаменитую пьесу Мережковского, а потом вставила туда фрагменты из пьесы Евгения Симонова "Павел I". Плюс сама написала диалог, который могла бы вести Екатерина Великая (очень точная работа Ирины Дымченко) со своим сыном.

Получилась очень глубокая, человеческая история. Здесь нельзя сказать: эта постановка, мол, о том-то и о том-то. Мелковато будет. Потому что любой серьезный и талантливый спектакль он про одно: про жизнь. На историческом фоне происходит эта жизнь или на современном - детали.

Рок и воля человека. Желание жить и усталость от жизни. Нелепая любовь и тоска одиночества. Преданный тебе человек через мгновение предает и становится преданным тобой тоже. Водка - как единственный способ избавиться от страха. Власть - как наказание или награда.

Это темы спектакля. Темы героя. Но не ваши ли это раздумья, читатель дорогой? Не все же бежать по жизни, суетясь и опаздывая? А если остановиться и задуматься? Не об этом ли? А о чем еще? И где еще, как не в театре, если, разумеется, театр способствует?

Театр ведь только тогда театр, когда в нем есть человек, в котором мне, зрителю, интересно разбираться. Всё другое может быть занятно, забавно, просто это не театр.

"Павел I" густонаселенный спектакль. Все артисты работают замечательно. Просто у кого-то больше материала, у кого-то меньше. Дальше начинается вкусовая история: кому кто больше импонирует. Я люблю - никому не навязываю - когда артист показывает мне судьбу героя. Так делает, например, Анна Антонова, играющая жену Павла. Вот вы, дорогой читатель, пробежали сейчас глазами фразу "играющая жену", а Антонова именно это делает блестяще: играет разные проявления жены, получается очень объемно. Или Михаил Васьков - небольшая роль врача Роджерсона, но почему-то, глядя на него, вспоминаются гоголевские персонажи, маленькие люди, смиренно принимающие все удары судьбы.

Театр ведь только тогда театр, когда в нем есть человек, в котором мне, зрителю, интересно разбираться

Есть два главных героя: император Павел (Юрий Поляк) и военный губернатор Санкт-Петербурга граф Пален (Игорь Карташёв).

Поляк играет императора в составе с Александром Олешко. Олешко - не только всем известный, знаменитый артист, но еще и артист очень хороший. Серьезный театральный артист. Все хвалят его за исполнение роли Павла, и он уже, по-моему, получил за эту работу какие-то премии.

Как быть менее знаменитому артисту, чтобы не остаться в тени? Выход один: сыграть очень талантливо. Не лучше или хуже другого, а просто мощно и грандиозно. У Юрия Поляка получилось. Признаюсь, не так часто увидишь на сцене такое мощное актерское существование.

Можно сказать, что Поляк играет трагедию одиночества. Это будет правда, но - недостаточно. Поляк создает абсолютно не похожего на самого актера, очень сложного, неоднозначного, трагического человека. За ним невероятно интересно смотреть. Его немыслимо интересно разгадывать.

И рядом с ним граф Пален - из тех людей, которых Пушкин определил в "Борисе Годунове": "лукавый царедворец". Игорь Карташёв играет хитрого, умного и очень сильного человека. Вокруг него бегают какие-то странные люди, пьют водку. С одной стороны, готовятся убить императора, с другой - панически боятся это сделать.

И он. Пален. Как скала. Он будет делать ровно то, что ему покажется необходимым. Не императору, и даже, наверное, не Господу Богу, а вот именно - ему самому.

Карташёв очень интересно играет человека, который умеет быть хозяином жизни, то есть делать так, чтобы жизнь ему подчинялась. Павел не умеет. А Пален - пожалуйста. И, конечно, в этой схватке Пален победит, потому что всегда побеждают те, кому жизнь подчиняется.

Как быть менее знаменитому артисту, чтобы не остаться в тени?

Карташёв делает невероятное. С одной стороны, очень точно играет конкретное историческое лицо. С другой - создает образ русского лукавого царедворца, который, конечно, выходит за рамки конкретного исторического персонажа.

Противостояние Павла и Палена - это две интереснейших актерских работы. Но это еще и два взгляда на мир. Два способа существования. Два способа сосуществования с жизнью. Поэтому все это так трогает и так задевает зрителей, которые, к слову сказать, сидят в абсолютной тишине, словно боясь пропустить не реплику даже, а взгляд, жест, намек...

Что делает спектакль замечательным?

Вопрос, на который есть множество ответов. Для меня цельность и абсолютный талант создателей.

Максим Обрезков - художник и автор костюмов - вместе с Натальей Ковалёвой создал очень красивый и одновременно мрачный мир. Мир, в котором нет радости и подлинной любви. В котором человек - любой - лишь средство для достижения целей.

Получился цельный и очень талантливый спектакль - подлинный театр, в котором все важно и серьезно: темы, люди, ассоциации.

Театр имени Вахтангова продолжает свои победы.

Андрей Максимов
писатель, телеведущий, режиссер
Поделиться