Как в российских вузах готовят кадры для авиастроения

На 2023/2024 учебный год на укрупненные группы специальностей и направлений подготовки "Авиационная и ракетно-космическая техника" и "Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники" российским вузам было выделено 8 тысяч бюджетных мест. Россия - в числе тех немногих стран, которые обладают полным циклом создания авиатехники, а также необходимыми ресурсами, технологиями и специалистами.
Михаил Воскресенский/РИА Новости

"Объем и структура бюджетных мест в вузы на эти направления формируются потребностью рынка труда, проектами развития авиационной отрасли, - прокомментировал "РГ" замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев. - Нашими партнерами в этой работе - Госкорпорация "Роскосмос", Минпромторг и Минтранс. Их предложения по объему бюджетных мест в этом году удовлетворены в полном объеме".

Один из лидеров подготовки кадров для авиаотрасли в России - Московский авиационный институт (МАИ). Вуз - участник пилотного проекта по совершенствованию национальной системы высшего образования. В новых форматах базового и специализированного высшего образования запущены ключевые для аэрокосмической отрасли направления. На программы нового формата в приемную кампанию 2023 года университет получил на треть больше заявлений, чем на аналогичные направления в прошлом году.

По словам ректора МАИ Михаила Погосяна, среди самых популярных - программы базового высшего образования по авиастроению, ракетным комплексам, проектированию авиационных двигателей, интегрированным системам и системам управления летательными аппаратами. Кроме того, на треть вырос целевой набор: по нему начали учиться 520 человек. Вуз продолжает развивать программу подготовки инженеров нового поколения "Крылья Ростеха" и участвует в разработках для ключевых проектов отечественной авиаиндустрии, таких как самолеты SJ-100 и Ту-214, сверхзвуковой пассажирский лайнер нового поколения и другие.

В Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ) молодые исследователи, инженеры и студенты участвуют в стратегическом проекте i.DIT: разрабатывают технологии формообразования и упрочнения деталей каркаса и обшивки российских самолетов, в том числе для тяжелого транспортника Ил-76МД-90А. А для среднемагистрального пассажирского лайнера МС-21 ученые и студенты уже создали порядка 20 технологий.

"На каждого выпускника мы получаем около десяти предложений от работодателей. В этом году вырос спрос на магистратуру, а также конкурс на "авиационные" специальности, - рассказал руководитель проекта i.DIT ИРНИТУ Александр Макарук. - Расширилась и география поступивших по целевым договорам. Студенты-целевики проходят все виды практик на базе предприятий, а старшекурсники могут трудоустроиться на полставки еще до защиты диплома".