Сегодня морские ворота эксклава работают и принимают суда, которые в санкционных условиях связывают Калининградскую область с основной территорией России. Здесь переваливают уголь, зерно, удобрения и другие виды грузов. Несмотря на управленческие изменения, сотрудники продолжают трудиться. Для них, заверили власти, ничего не изменилось. "Мы находимся в постоянном контакте с федеральным минтрансом и Росморпортом. Сегодня порту необходимы грамотные управленцы, которые будут заниматься его развитием. Полагаем, что в перспективе здесь может появиться инвестор, поскольку этот объект является стратегическим не только для нашего региона, но и для всей страны", - рассказал губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
Новая история морского торгового порта началась после решения Арбитражного суда Калининградской области.
На заседании Арбитражного суда удовлетворили иск Генпрокуратуры, поданный совместно с ФАС России, об изъятии более 45 процентов акций порта в доход государства. Дело в том, что внушительный объем ценных бумаг принадлежал группе лиц, в которую входили депутат Госдумы РФ, его теща и иностранный инвестор, зарегистрированный в шотландском Эдинбурге.
Владея фактически контрольным пакетом акций, они установили контроль над портовой инфраструктурой, которая крайне важна для обеспечения безопасности государства. Что интересно - сделки по покупке бондов никто не согласовывал с федеральным правительством. Учитывая специфику калининградского порта, это должно было быть обязательным условием. В итоге прокуратура потребовала взыскать в доход государства 46,5 тысячи незаконно проданных ценных бумаг. У депутата и его тещи по решению суда изъяли более 50 тысяч акций, дополнительно с них взыскали сумму неполученного дохода, которая превысила 369 миллионов рублей. Имущество народного избранника и членов его семьи арестовали.
Участники сделок по продаже 46,5% акций морского торгового порта, включая шотландскую компанию, пытались оспорить доводы о том, что объект является для региона стратегическим. Однако ФАС привела доказательства о том, что доля предприятия на рынке перевалки грузов в калининградском порту превышает 20%. По действующему законодательству такие объемы свидетельствуют о доминирующем положении на рынке. Позиция акционеров в суде не подтвердилась.
Теперь калининградские морские ворота перешли в собственность государства. Управлять торговым портом будут пока через Росимущество. Однако власти не исключают передачу активов инвестору, который готов вложиться в развитие портовой инфраструктуры. Вот только требования к нему будут предъявлять куда более жесткие. "Поскольку длительное время порт управлялся частными акционерами, сложно говорить о том, насколько эффективно работало предприятие. Сегодня инфраструктуре есть куда расти, поскольку терминалы не загружены на полную мощность, - прокомментировал председатель комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры областного Заксобрания Александр Никулин. - Это застарелая проблема. Грузы, которые приходили в наш порт, должны были обязательно идти транзитом через Литву, что негативно отразилось на конкурентоспособности калининградских предприятий. Литовцы специально устанавливали высокие тарифы на транзит, чтобы их порт в Клайпеде выглядел более привлекательно. Сегодня мы также весьма ограничены, поскольку грузы, идущие на Россию, выгоднее завозить в Усть-Лугу".
Однако эксперт убежден, что портовая инфраструктура в любом случае нуждается в развитии. Перспективным направлением является китайский транзит. До введения санкций Калининград выступал удобным логистическим хабом, где аккумулировались грузы из Поднебесной, предназначенные для Европы. Сейчас логистика перестраивается, и у региона открываются перспективы прямого экспорта и импорта товаров на азиатском направлении.
Заинтересованность Китая в транзите через Калининград подтверждает недавний контейнеровоз из Поднебесной, который впервые пришел в российский эксклав по Севморпути. На маршрут "Санкт-Петербург, Калининград - порты Китая" уже планируют поставить четыре судна, каждое из которых вмещает грузы объемом 1,6-3,5 тысячи TEU. И Калининградский порт сыграет в развитии этого направления не последнюю роль.
Владимир Цыганов, Заведующий Московским отделением института проблем транспорта РАН:
- Решение, принятое в отношении Калининградского морского торгового порта, верное, подобные меры могут стать системой. Несколько лет назад, еще до введения санкций против России, Институт проводил исследование для правительства, тогда мы указывали на риски резкого ухудшения отношений и нарастание агрессии со стороны западных стран. Если сейчас эти сценарии начали сбываться, а это, к сожалению, так, то надеяться на то, что в стратегических отраслях мы в ближайшие годы сможем рассчитывать на лояльность зарубежных владельцев транспортной инфраструктуры, не приходится.
Евросоюз фактически запретил российским судам заходить в свои порты. В такой ситуации опасно держать в качестве владельцев транспортной инфраструктуры зарубежных собственников. Если в ЕС отказываются от миллиардных доходов, связанных с транспортировкой наших грузов, то, конечно, смогут давить на зарубежного собственника с целью негативного влияния на наши транспортные потоки. Приходится давать симметричный ответ. Но это должно быть системное, аккуратное, методичное действие без резких движений. Необходимо проводить политику по защите объектов нашей стратегической инфраструктуры.
Подготовил Евгений Гайва