Как обратил внимание российский министр, нагорно-карабахский конфликт "по большому счету урегулирован". "Обе стороны согласились с тем, что Карабах принадлежит Азербайджану, а это была главная нерешенная проблема. Сейчас остаются, конечно же, практические шаги по полной нормализации отношений, прежде всего по подготовке мирного договора, делимитации границ и налаживанию транспортных экономических связей без каких-либо препятствий, как об этом всем было договорено на встречах президентов России, Азербайджана и Армении", - отметил Лавров. По его словам, эти аспекты армянно-азербайджанских отношений в формате 3+3 не обсуждаются, для этого есть другие каналы, однако само наличие такой платформы позитивно сказывается на обстановке в регионе. Ведь отношения нормализуются не только между Баку и Ереваном, но и Баку и Тегераном, Ереваном и Анкарой. "Россия активно поддерживает эти процессы", - подчеркнул глава МИД РФ.
Не могла остаться без внимания и ситуация в секторе Газа. Как обратил внимание Лавров, у стран, главы МИД которых собрались в Тегеране, "очень близкие позиции". "Россия не приемлет любые проявления терроризма, любые проявления насилия, нарушения международного гуманитарного права, включая неизбирательное применение силы. Мы исходим из того, что необходимо не допускать взятия людей в заложники, не допускать блокады населенных пунктов с гражданским населением. Все это хорошо известно. Мы поделились нашими оценками того, как эта тема рассматривается в Совбезе ООН, получили поддержку наших партнеров по формату 3+3", - отметил российский министр.
Комментируя же по просьбе журналистов заявления госсекретаря США Энтони Блинкена о возможном вмешательстве в палестино-израильский конфликт третьих сил, Лавров указал, что это уже происходит. "США уже находятся в ряду лидеров тех, кто уже вмешивается. Это и направление в зону конфликта двух авианосных групп, нескольких тысяч боевых солдат, как я понимаю, со всем необходимым вооружением, включая тяжелые вооружения. Чем больше будет вот таких инициативных шагов со стороны по большому счету любого государства, тем выше риск, тем выше опасность того, что конфликт разрастется", - заявил Лавров.
По словам главы российского дипведомства, "первым и абсолютно неотъемлемым шагом" на пути урегулирования конфликта должно стать прекращение огня, решение гуманитарных вопросов, содействие выезду иностранных граждан из сектора Газа. А затем должен быть создан механизм, который поможет разрешить проблему в самом широком контексте. Уже не одно десятилетие продвигается идея создания двух государств - Израиля и Палестины, которые бы жили бок о бок в добрососедстве, мире и безопасности между собой и со всеми остальными соседями. Как напомнил Лавров, "этот план закреплен в целом ряде решений Совета Безопасности ООН", а координировать прямые переговоры должны были четыре игрока - Россия, США, ООН и Евросоюз - так называемый квартет международных посредников. Однако США долгие годы блокировали работу этого механизма, встречались для галочки, никаким образом не пытались нащупать те шаги, которые позволят выполнить решения СБ ООН. А в последние годы они и вовсе прекратили работу. "Сейчас никакой другой инстанции, которая была бы приемлема для всех, не существует", - отметил Лавров.
"Я убежден, что в одиночку, как это пытались долгие годы делать США, никто палестинцев и израильтян не примирит. И действовать надо, опираясь на коллективный потенциал стран и региона, и Евросоюза, наверное, и Соединенных Штатов. Тут без них тоже трудно обойтись. Но действовать нужно коллективно, а не односторонне", - подчеркнул министр.
По его словам, "Россия по-прежнему готова всячески помочь остановить кровопролитие и перейти к обсуждению долгосрочного решения на основе резолюции СБ ООН. "Мы понимаем, что Израилю нужен мир, но мир нужен также и его соседям. Это включает в себя и Сирию, и Ливан, и палестинцев, которым уже 75-лишним лет не позволяют создать собственное государство", - отметил Лавров. Одним из путей выхода из кризиса может стать инициатива Турции о странах-гарантах, которые бы выработали и согласовали некие рекомендации. По словам Лаврова, он попросил своего турецкого коллегу Хакана Фидана конкретизировать эту идею. "В любом случае движение мысли правильное", - отметил Лавров.