Содержание
Современные банкоматы и терминалы оплаты считывают информацию преимущественно с чипов, а не магнитной полосы. На магнитной полосе, расположенной на оборотной стороне банковской карты, содержатся сведения о владельце карты и реквизиты карты. До того, как банковские карты стали оснащаться чипами/бесконтактными модулями для осуществления платежей, для идентификации клиента использовалось только считывание магнитной полосы. Но сейчас это уже теряет свою актуальность.
Магнитная полоса, в отличие от встроенных в карту чипов, приходит в негодность быстрее из-за следующих факторов:
Понять, что ваша карта размагнитилась, на самом деле достаточно сложно, поскольку даже наличие царапин на магнитной полосе - еще не подтверждение неработоспособности.
"Узнать о размагничивании можно только при использовании терминала старого образца (где нужно провести магнитной полосой в считывателе устройства), но они сейчас почти не используются. Причем даже если магнитная полоса размагнитилась, при наличии исправного чипа пользоваться картой получится - например, осуществлять бесконтактную оплату, снимать/вносить в банкоматах наличные", - сказала эксперт.
Дайнеко напомнила, что с 2015 года финансовые организации уже не выпускают карты, содержащие только магнитную ленту. В карте обязан присутствовать микрочип, который не так подвержен воздействию извне. Эксперт объяснила, что работа современных банковских карт включает в себя четыре независимых системы: чип с цифровым ключом владельца счета, проводной интерфейс к чипу (он срабатывает, когда мы вставляем карту в считывающее устройство), беспроводной интерфейс (для бесконтактной оплаты) и магнитная полоса с цифровым ключом владельца карточного счета.
Если ваша банковская карта не читается ни на одном платежном устройстве и в банкоматах, то, вероятнее всего, поврежден встроенный микрочип или нарушена работа одной из первых трех систем, говорит Дайнеко. Например, если перестала работать бесконтактная оплата, скорее всего вышел из строя беспроводной интерфейс, но карта продолжит работать в "проводном" режиме, добавила эксперт.
Чтобы карта срабатывала исправно и служила весь срок своего действия, нужно ее не только правильно использовать, но и правильно хранить, говорит Дайнеко. В частности, не стоит держать карту вместе с ключами, мелочью. После использования нужно убирать карту в портмоне/ кошелек или защитный чехол.
"В чехле смартфона карту хранить нельзя не только из-за риска размагничивания магнитной полосы, но больше-из соображения безопасности, поскольку, утратив телефон и карту вместе, можно предоставить злоумышленнику полноценный доступ к своему банковскому счету", - рассказала "РГ" Дайнеко. Небрежное хранение не только увеличивает риск утери или кражи карты, но и порчи - ведь карта может погнуться, повредиться от механического воздействия.
Однако не всегда карта перестает работать из-за своей неисправности. В ряде случаев чтению карты мешает картхолдер, сбой со стороны банка, неисправный терминал для оплаты, истечение срока действия карты или налипшая грязь, сказала эксперт.
Хотя современные банковские карты менее подвержены поломкам чипа из-за воздействия электромагнитного излучения, воды, тепла, это не гарантирует их "бессмертие". Поэтому Дайнеко порекомендовала в большей степени использовать бесконтактную оплату, поскольку так пластик меньше изнашивается.
Если ваша карта вдруг перестала работать, придется обратиться в банк для ее перевыпуска. В ряде случаев за досрочный перевыпуск банковской карты предусмотрена комиссия, говорит Дайнеко. Заявку на перевыпуск карты можно подать не только в офисе своего банка, но и онлайн, через банковское приложение.
Нужно учитывать, что при перевыпуске банковской карты поменяются реквизиты пластика (номер карты, срок действия, коды безопасности - прим. ред.), но номер карточного счета останется прежним, говорит эксперт. Соответственно, имеющиеся на старой карте деньги отобразятся на выпущенной вновь. "Все зачисления (пенсия, зарплата и прочие), а также автоплатежи будут совершаться как прежде-они привязаны к счету, а не к номеру карты. А вот привязку в онлайн магазинах нужно будет откорректировать: старую карту удалить, а новую "привязать", - сказала Дайнеко.
В большинстве случаев воспользоваться вновь выпущенной картой можно еще до ее получения в банке. При активации карты будет доступна оплата через личный кабинет онлайн-банка: оплатить покупки в магазине или снять наличные можно будет по QR-коду.