- Кто-то переезжает в деревню к постаревшим родителям, - поясняет генеральный директор Калужского центра компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров Екатерина Полудненко. - Кто-то едет за чистым воздухом и натуральными продуктами. Есть и те, кто искренне болеет за малую родину. Для кого-то жизнь, например, в Москве стала не по карману. Так, недавно приехала семья с двумя детьми, рассказывают, что им в мегаполисе стало накладно платить за детсад по 70 тысяч в месяц. Занялись клубникой, в следующем году готовим их на стартап.
...Семья Елены Анисенко переехала в село Совхоз имени Ленина Дзержинского района в 2019 году. Сама Елена родом из поселка в Кировской области. Потом вышла замуж за калужанина и приехала в Калугу. В какой-то момент семья Анисенко решила перебраться из города в деревню. Поселились в бывшем детском саду: в селе построили новый детсад, а старое здание местные власти разделили на четыре части и переделали под жилье. Как рассказала Елена, здесь у каждой семьи свой вход и по 20 соток земли. Переехав, Анисенко почти сразу построили курятник, чтобы у детей всегда были свежие яйца от домашних курочек. В семье три дочки: старшей 12 лет, средней - пять, младшей в январе будет три года. Елена, хоть и многодетная мама, домохозяйкой быть никогда не собиралась.
- Я всегда искала себя. Искала дело, которое бы нравилось и приносило доход. Это такая мечта: делать то, что доставляет удовольствие, и чтобы за это еще и платили, - улыбается Елена Анисенко. - Поначалу пыталась печь торты. Даже в конкурсе кондитеров участвовала. Но это все не то. И моя прежняя работа не нравилась. А тут переехали в свой дом, появилось личное подсобное хозяйство. И я решила разводить птицу.
Начинала с индюшек. Но быстро от этого отказалась: говорит, что это "долгосрочный выхлоп" - они растут четыре-пять месяцев, и какой-то доход можно получить лишь через полгода. Да их еще и продать не так-то просто, ведь тушку весом в 25 килограммов мало кто купит целиком. "А как грудку на порции делить?" - рассуждала Елена и решила перейти на выращивание цыплят-бройлеров, которые растут всего 45-50 дней.
Елена оформила самозанятость, в ноябре 2021 года заключила соцконтракт, получила господдержку - 250 тысяч рублей. На эти деньги купила инкубатор (цыплят выводит сама, чтобы не занести какую-нибудь заразу), клетки, кормушки, поилки... В феврале у нее проклюнулись первые цыплята, а в мае уже были бройлеры. В июле 2022 года продала первые 30 курочек, а к осени у нее появились постоянные покупатели.
- Как узнали? Сарафанное радио, знакомые знакомых, - пояснила птичница. - В соцсетях размещала информацию. Одна девушка написала в отзывах, что ей надоело смотреть, как другие с наслаждением едят мою курицу. Я ей ответила: так в чем же дело? И теперь она моя постоянная клиентка.
Елена продает не только мясо курицы и яйца, но и полуфабрикаты. Так, она делает куриные пельмени ручной лепки, вяленую грудку. По первому образованию она повар-технолог, потом окончила вуз по специальности "техник-технолог переработки продукции сельского хозяйства". Как специалист, качество продукции ставит на первое место. Для оценки качества набрала дегустационную группу - это пять-шесть человек, которым она продает свою продукцию по себестоимости. Они ее пробуют и дают советы по улучшению вкусовых качеств. Помимо прочего это и неплохой рекламный ход. Сейчас, например, на дегустации куриная домашняя лапша и замороженные фрикадельки.
Реализует свою продукцию птичница по заказам, которые привозит покупателям на дом. Сначала в этом помогал супруг, но у него и своя работа есть. Так что пришлось ей самой получить права и заняться доставкой. Калужанка Ольга - постоянный клиент Елены Анисенко - рассказала, что довольна ее натуральными продуктами. Поначалу опасалась покупать деревенских кур: думала, что будут жестковаты. Опасения были напрасны. Ольга даже съездила посмотреть, как курочек выращивают.
- Да, деревенская курочка дороже выходит, но с магазинными не сравнить. Лучше я буду покупать натуральную еду, в которой уверена, - говорит Ольга.
- Я - человек, который и по образованию связан с пищевой промышленностью. Я не выращиваю беговых бройлеров. По технологии бройлер не должен гулять, а в деревнях куры все время бегают во дворе, отсюда жесткость мяса. Помимо прочего вкус зависит от того, что курица ест. Я кормлю только качественным комбикормом, - делится опытом начинающая птичница.
В октябре у Елены на убой готовы 60 голов, в ноябре "поспеют" 120. Одновременно заложит в инкубатор 150 яиц. Можно бы и 190, но пока территория курятника не позволяет. В планах получить в Агентстве развития бизнеса заем на агростартап и расширить площади. Еще будет обращаться за субсидиями, чтобы получить сертификат на свою продукцию, тогда ее можно будет поставлять и в магазины.
По словам Екатерины Полудненко, горожане, решившиеся стать фермерами, реально возрождают село. И не только своей активностью - они создают рабочие места. Так, любой ферме нужен тракторист: все же горожане редко сами садятся на трактор. Если это молочное производство, то трех коров они, может, и сами подоят, а больше - уже нужны доярки.
- У нас появился проект "Опорный фермер", - поясняет она, - когда вокруг того, кто уже встал на ноги и создал свое хозяйство, кооперируются более мелкие предприниматели. Ведь многие, приезжая в деревню, начинают с ЛПХ. Потом постепенно, опираясь на опыт тех, кто уже прошел все этапы становления, создают бизнес с хорошим доходом. На каждом этапе они могут получать господдержку. Это гранты, субсидии, льготные займы. Сейчас, например, стал популярен агротуризм. И тут наблюдается любопытная картина: гости приезжают, живут на ферме, пробуют себя в роли крестьян. До определенного момента они просто туристы, а потом решаются переехать жить на село. В любом случае эти люди кормят себя, свою семью, они самостоятельны. Они производят фермерскую продукцию, которая пользуется все большей популярностью. Каждая ферма вовсе не должна превращаться в агрохолдинг, этого и не надо - просто эти люди кормят и себя, и других.