Как государство может помочь экономике

Одна из главных задач российского государства состоит в развитии промышленности, размещении уникальных предприятий внутри страны и производстве новейшей продукции, ориентированной на экспорт. За последние годы были созданы многочисленные институты, при помощи которых осуществляется поддержка предприятий и отдельных проектов. Но очевидно, что непрерывное наращивание ее объемов в долгосрочной перспективе труднодостижимо. Хотя сама отрасль останется субсидируемой.

Господдержка бизнеса в целом увеличилась. Она по-прежнему опирается на производственный критерий эффективности, то есть на степень компенсации государством прямых материальных затрат. В целом эта поддержка организаций определяет их развитие по всем критериям за исключением экономического. Государство все еще не смогло создать достаточных стимулов для обеспечения высокоэффективного промышленного производства.

Эффективность господдержки оценивается по ряду критериев: экономическому, инвестиционному, социальному, фискальному и производственному - с использованием соответствующих им показателей, таких как прибыль, амортизационные отчисления, оплата труда (без отчислений), налоги и страховые взносы, а также материальные (и не включенные в другие группировки) затраты с единицы господдержки.

В общем случае государственная поддержка, направленная на компенсацию части расходов, гарантированно создает предпосылки для увеличения показателей прибыли и рентабельности. Но субсидии, выделенные уже на инвестиционные цели (капитальные вложения) и не обусловившие рост производства продукции, создают значительное давление на эффективность деятельности организации. Это означает, что в оценке эффективности господдержки организаций экономический и производственный критерии неразрывно связаны. Рост экономической эффективности в полной мере возможен только при увеличении производственных показателей.

Правительство РФ направит 4,3 миллиарда рублей на докапитализацию региональных фондов развития промышленности (ФРП). С их помощью предприятия смогут компенсировать затраты на уплату процентов по кредитам. Благодаря этому будет обеспечена дополнительная поддержка промышленных предприятий в 77 регионах. В Российском союзе промышленников и предпринимателей считают, что в настоящее время объективно не хватает мер поддержки, ориентированных на средние предприятия.

Докапитализация региональных ФРП - крайне важное для бизнеса решение. При этом ее нельзя рассматривать в отрыве от смежных мер поддержки. Это, прежде всего, увеличение объема ассигнований на льготное кредитование системообразующих организаций - на 80 миллиардов рублей. Также не стоит забывать о докапитализации федерального ФРП на 20 миллиардов. На 3,7 миллиарда увеличен объем межбюджетных трансферов субъектам РФ на софинансирование инвестиционных проектов предприятий (так называемая единая региональная субсидия). Часть этих денег можно направить на докапитализацию местного ФРП. Список регионов, которым доступны эти субсидии, расширен с 25 до 54.

Данную меру можно только приветствовать, однако объем выделяемых средств более чем скромный. С учетом нынешнего уровня кредитных ставок он позволит просубсидировать ставку для займов в объеме 30-50 миллиардов. Конечно, масштабы поддержки хорошо бы увеличить кратно.

Ситуация очень сильно различается по отраслям в зависимости от влияния санкций на конкретные сегменты экономики и цепочки поставок. В первую очередь компаниям нужны льготные кредиты на фоне резкого роста ставок. Такие программы введены, и их масштаб в десятки раз больше, чем данная субсидия по узкому типу фондов поддержки.

Промышленным предприятиям могло бы помочь снижение налогов, но на это власти вряд ли пойдут. Более реальным представляется расширение госзакупок.

Прочие программы поддержки могут и должны носить нефинансовый характер - например, помощь в смене поставщиков или, наоборот, покупателей для экспортеров. Здесь компании, скорее всего, справятся сами.

Целесообразно рассмотреть поддержку предприятий в части не только процентных расходов по кредитным инструментам, но и инструментов торгового финансирования. Это позволит как снизить затраты бизнеса, так и добавить устойчивости цепочкам поставок, которые находятся под угрозой.

Сегодня общие потребности промышленности в финансовых ресурсах оцениваются в сотни миллиардов рублей. В условиях резкого падения импорта и менее существенного снижения экспорта профицит торгового баланса будет расти. Россия продолжает получать огромную экспортную выручку от продажи энергоносителей, при этом каналы вывоза денег за границу фактически перекрыты. Образующийся внутри страны избыток средств как раз имеет смысл вкладывать в поддержку промышленности.

Ключевые направления - выделение льготных кредитов, дерегулирование таможенных процедур и помощь в перестройке логистики, а также поддержка в развитии импортозамещающих производств. Важно оперативно создать новые небольшие предприятия, которые могли бы выпускать качественную альтернативу исчезающей с рынка западной продукции.

Господдержка организаций должна развиваться по пути не только увеличения субсидирования, но и периодически проводимого пересмотра состава и структуры программ и проектов.