24.10.2023 12:11
    Поделиться

    Технология прогресса

    Мировую тенденцию перехода от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к электромобилям сегодня можно заметить и в Пермском крае. В регионе уже используется более двух тысяч единиц личного электротранспорта, активно развивается инфраструктура их сервисного обслуживания, владельцам электрокаров предоставляются льготы.
    В этом году Прикамье вышло на пятое место среди всех субъектов РФ по количеству электромобилей.
    В этом году Прикамье вышло на пятое место среди всех субъектов РФ по количеству электромобилей. / Из архива Шитова Д.Б.

    О том, почему региону выгодно развитие электротранспорта и как это будет происходить, "Российской газете" рассказал депутат Законодательного собрания Пермского края, руководитель регионального отделения партии "Новые люди" Денис Шитов.

    Денис Борисович, как, по вашему мнению, развитие электротранспорта может повлиять на экономику Пермского края?

    Денис Шитов: Электромобили - это новые прогрессивные технологии, которые, безусловно, положительно повлияют как на качество жизни пермяков, в первую очередь владельцев транспортных средств на электрической тяге, так и на развитие региональной экономики.

    Сейчас количество электромобилей в Прикамье составляет ничтожно малый процент от числа всех используемых транспортных средств. Но, допустим, в обозримом будущем оно вырастет до 20 процентов, то есть начнется массовое использование электрокаров. Это сразу же повлияет на экологическую обстановку в таком крупном мегаполисе, как Пермь: уровень вредных выбросов от использования углеводородов в двигателях внутреннего сгорания ощутимо снизится.

    Есть разные мнения относительно того, насколько экологичным является использование электромобилей. В частности, ученые утверждают, что производство аккумуляторов к ним весьма токсично. Не буду с ними спорить, но ведь в Пермском крае сегодня таких предприятий нет и вряд ли они появятся в обозримом будущем. Что касается утилизации отработавших свой ресурс аккумуляторов, то этот процесс в Прикамье идет уже не один год. Автовладельцы знают, что старые аккумуляторы у них с удовольствием приобретет по остаточной стоимости любой магазин автоэлектрики. Поэтому полагаю, что именно на экологии Пермского края использование электрокаров скажется положительно.

    Теперь поговорим непосредственно об экономике. Новые технологии всегда оказывают на нее положительное воздействие - благодаря им появляются новые сегменты рынка. Так, в Перми Корпорация ПСС уже открыла цех производства зарядных станций для электромобилей. С их помощью "заправка" электрических транспортных средств происходит за 25-30 минут вместо нескольких часов. Заказы предприятию поступают даже из-за границы. Выпуск зарядных устройств для электромобилей начинают и другие пермские предприятия.

    При массовом использовании электрокаров в регионе появятся станции сервисного обслуживания электротранспорта, а также дилерские центры, продающие новые электрокары. Некоторые китайские производители электромобилей уже пытаются войти на российский рынок и рассматривают Пермский край, где сегодня используется порядка 500 тысяч индивидуальных транспортных средств, как площадку для будущих инвестиций. Все проекты в сегменте электротранспорта - это создание новых рабочих мест и дополнительные налоговые поступления в бюджет региона.

    Все проекты, реализуемые в сегменте электротранспорта, - это создание новых рабочих мест и дополнительные налоговые поступления в бюджет Пермского края

    Еще один плюс для экономики в том, что при массовом использовании электромобилей в Прикамье начнут появляться новые генерирующие мощности, в том числе предприятия, которые используют для добычи электроэнергии возобновляемые источники.

    Можно ли с помощью стимулирующих мер увеличить число электромобилей?

    Денис Шитов: Можно, и такие меры в Пермском крае уже действуют. Так, 1 января 2022 года вступил в силу региональный закон, инициатором которого стал глава региона Дмитрий Махонин. В соответствии с этим документом от уплаты транспортного налога освобождены физические лица и организации, владеющие грузовым и легковым электротранспортом. При этом само транспортное средство не должно быть старше семи лет. На территории Прикамья эта налоговая льгота сохранится до 2028 года включительно. А всего за полтора года действия закона количество электромобилей в регионе увеличилось более чем в три раза.

    Сейчас активно обсуждается предложенная партией "Новые люди" инициатива, которая касается бесплатного предоставления владельцам электротранспорта мест в зоне платных парковок краевой столицы. Уверен, вопрос будет решен положительно. По отзывам избирателей из числа владельцев электромобилей я знаю, что данная льгота будет очень востребована, а также станет дополнительным стимулом для покупки электротранспорта.

    Денис Шитов: Стимулирующие меры со стороны государства будут способствовать быстрому росту числа заправочных станций в Прикамье. Фото: ЗС ПК

    Еще одной потенциальной региональной льготой для владельцев электрокаров может стать более низкая стоимость электрической энергии, используемой для зарядки транспорта. Это тоже может послужить эффективным инструментом в то время, когда использование электротранспорта в Прикамье станет массовым, а предыдущие льготы по причине экономической нецелесообразности отменят.

    Льготы также могут получить компании, которые участвуют в сервисном обслуживании электромобилей. Такой подход снизит себестоимость их услуг для владельцев электротранспорта, что в итоге станет еще одной причиной для приобретения электрокаров.

    Как в обозримом будущем в крае будет развиваться инфраструктура для зарядки и обслуживания электромобилей?

    Денис Шитов: В этом году край вышел на пятое место среди всех субъектов РФ по количеству электромобилей. Растет в Прикамье и число электрозаправок, причем часть из них устанавливается с помощью средств федерального бюджета. Пермский край участвует в программе субсидирования на возмещение части затрат на установку электрозаправочных станций (ЭЗС). Всего в программу входят 40 регионов России, а из 14 регионов Приволжского федерального округа в пилотный проект включены только шесть.

    Компенсация затрат на закупку оборудования может достигать 60 процентов, но не более 1,8 миллиона рублей, а на технологическое присоединение зарядных станций к электрическим сетям - 30 процентов, но не более 900 тысяч руб-лей. Планируется, что в этом и следующем году количество заправочных станций в Пермском крае увеличится до 66. На эти цели из федерального бюджета выделено 85,6 миллиона рублей.

    Оборудование ЭЗС, приобретенное с помощью государственных субсидий, должно соответствовать определенным параметрам: заряжать одновременно не менее двух электромобилей, доводить уровень зарядки за 20-30 минут до 80 процентов, иметь мощность не менее 149 киловатт и выход в интернет, а также быть включенным в реестр российской промышленной продукции.

    Для получения субсидии инвестору необходимо построить и ввести зарядную станцию в эксплуатацию в 2023 году. После чего он может подать заявку в региональное министерство экономического развития, которое является оператором федеральной субсидии.

    Не вызывает сомнения, что такие стимулирующие меры со стороны государства будут способствовать быстрому росту числа заправочных станций в Прикамье. При этом необходимо правильно определить места их размещения. Одна из особенностей эксплуатации электромобилей - зарядка в ночное время от собственных источников электроэнергии, расположенных, как правило, во дворе дома. Но дальние поездки на 100-150 километров уже сегодня требуют размещения ЭЗС в районных центрах или на автомобильных трассах в непосредственной близости от них. Поэтому я предполагаю, что инфраструктура для заправки и обслуживания электротранспорта в ближайшие несколько лет будет активно появляться на периферии.

    Развивает нормативно-техническую базу инфраструктуры для электромобилей и Минстрой России. Уже действуют изменения в строительном законодательстве, устанавливающие требования к размещению зарядных устройств для электрокаров, в том числе в многоквартирных жилых домах.

    Способствуют ли развитию электротранспорта в Прикамье общественные инициативы?

    Денис Шитов: Конечно. В регионе создано сообщество владельцев электромобилей EV Perm, имеющее статус некоммерческой организации. Оно популяризирует электротранспорт, помогает экосообществам, осуществляет замеры загрязнения окружающей среды, развивает взаимодействие с производителями зарядных станций и взаимодействует с органами власти.

    Площадкой для общения и разработки новых систем, которые могут быть использованы в электрозаправочной инфраструктуре, стал технопарк Morion Digital. Среди его резидентов - компании, непосредственно участвующие в этом процессе и сотрудничающие с вузами, а также с производителями зарядных станций для электромобилей.

    Прямая речь

    Александр Шаврин, владелец электромобиля:

    - Пермский край вошел в топ-5 российских регионов по количеству электромобилей, которых у нас уже более двух тысяч. Что мотивирует жителей отказываться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в пользу электрокаров и какие мифы этому препятствуют? Расскажу на примере собственного опыта.

    У меня электромобиль известного американского бренда, выпущенный в 2014 году. Поездки на нем комфортны и приятны: электрокар очень мощный, его динамика разгона удивляет. При этом в процессе эксплуатации у такого транспортного средства ничего не тарахтит и не гудит. Ощутимое ускорение на старте происходит бесшумно. Электромобиль неприхотлив в обслуживании, например, не нужно менять масло в двигателе и некоторые другие расходные материалы, как у обычного автомобиля.

    Заряжаю я свой электрокар во дворе многоквартирного дома. Договорился с ТСЖ, что проведу кабель и сделаю розетку поблизости от места парковки. Потребление электроэнергии на заправке учитывает отдельный счетчик. Дорого ли заправляться электричеством? Посчитал, что за год на заправку я трачу около шести тысяч рублей. Ранее такая же сумма уходила в месяц на заправку автомобиля бензином. То есть для меня стоимость передвижения после покупки электромобиля снизилась в 12 раз.

    Теперь о том, что отпугивает людей от покупки электрокаров. Некоторые считают, что использовать транспорт на электрической тяге в условиях суровых уральских зим нельзя, ведь на сильном морозе аккумулятор быстро теряет заряд энергии. Но в современных электромобилях есть устройства, которые автоматически подогревают аккумуляторы в самые сильные морозы, поэтому работают они отлично.

    Еще одно заблуждение связано с убеждением, что зимой в электрокаре холодно, ведь у него нет двигателя внутреннего сгорания, а именно его теплом обогревается салон. На самом деле средства для поддержания комфортной температуры у электромобилей есть, это тэны, которые черпают энергию от аккумулятора. Не спорю, такой способ обогрева энергозатратен, но не настолько, как порой считают. Зимой запас хода моего электромобиля из-за обогрева салона снижается на 20 процентов. Если учесть, что на одной зарядке аккумулятора я могу проехать более 300 километров, то такой расход энергии просто не замечаешь. За день большинство владельцев личного транспорта проезжают в лучшем случае несколько десятков, но точно не сотен километров.

    Очень хорошо, что владельцев электромобилей освободили от уплаты транспортного налога. Кроме того, сейчас обсуждается возможность сделать для них бесплатными парковки в Перми. В последнее время наметились проекты по расширению инфраструктуры обслуживания электромобилей - в регионе будет построено еще более 30 зарядных станций. Они нужны, например, вблизи Березников, Кудымкара, Осы и других городов, находящихся от Перми на расстоянии более 150 километров. Это значительно упростит поездки на электрокарах по всему региону, а также повысит стимул к их приобретению.