24.10.2023 03:00
Поделиться

Тяжелые дроны по плечу сибирякам

Правительство страны ставит задачу за ближайшие семь лет в два раза увеличить объем отечественного рынка тяжелых и средних БПЛА. Для развития отрасли с 1 января 2024 года намечено запустить новый нацпроект "Беспилотные авиационные системы" (БАС). В его рамках Новосибирская область планирует специализироваться на создании средних и тяжелых беспилотников грузоподъемностью до 1000 килограммов.
Беспилотник "Партизан" сможет перевезти тонну груза на тысячу километров.
Беспилотник "Партизан" сможет перевезти тонну груза на тысячу километров. / Татьяна Кравченко

"Готовится к запуску новый большой технологический проект по развитию отрасли БАС в части создания производства и стимулирования спроса в сельском хозяйстве, логистике, строительстве и т.д. Большая работа предстоит в части регулирования нахождения беспилотных аппаратов в воздушном пространстве: обеспечение безопасности, с одной стороны, с другой - простоты запуска БПЛА для интересов экономики, народного хозяйства", - сказал губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

Глава региона подтвердил, что на "карте" нацпроекта присутствуют и Новосибирская область, и Новосибирск - как центры компетенций. Особый приоритет, подчеркивают в пресс-службе областного правительства, отдается БПЛА тяжелого класса: это как раз та специализация, которую региональные власти определили для себя вместе с Сибирским научно-исследовательским институтом авиации (СибНИА) имени С.А. Чаплыгина (входит в состав НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского").

"Для того чтобы поднять отрасль в небо, нужно сделать четыре шага. Первое - открыть рынки, и для этого необходимы программы применения беспилотников в регионах и соответствующая инфраструктура. Второе - производство с опорой на сеть научно-производственных центров испытаний и компетенций, которая запускается по нацпроекту и по поручению президента. Третий шаг - посмотреть, какие есть технологические барьеры, и четвертый - открытое небо, которое подразумевает создание ситуационных центров и мониторинг полетов", - прокомментировал руководитель направления технологического развития компаний НТИ Евгений Грибов, выступая на панельной сессии X международного форума "Технопром-2023".

В этом году в регионах должны запуститься пилотные научно-производственные центры (НПЦ) по работе с БАС. Один из них - в Новосибирской области. Как отметил гендиректор "Исследовательского комплекса центра технологического обеспечения" (резидент технопарка новосибирского Академгородка) Антон Рязанцев, специфика региона - в сильном научном и промышленном заделе. По его словам, якорным партнером новосибирского НПЦ выступил СибНИА. Есть опорные резиденты из числа инновационных компаний, вузов. На базе Центра коллективного пользования технопарка "Академпарк" возможно создавать и апробировать разработки, запускать опытное производство. На экспериментальном аэродроме в близлежащем Бердске будут проводиться летные испытания.

"Мы остановились на создании средних и тяжелых БПЛА. Уже реализован проект "Партизан", планируется его серийное производство. На его базе будет выполнена летающая лаборатория по отработке технологий, которыми затем смогут пользоваться другие НПЦ, - отметил эксперт на форуме "Технопром".

БПЛА "Партизан" разработан в СибНИИ авиации имени С.А. Чаплыгина. Он имеет уникальные сверхкороткие взлет и посадку. Это необходимо для выполнения задач в местности, где нет возможности совершить разбег. Тяжеловес способен будет переместить тонну груза на расстояние до тысячи километров.

"Завершаем сборку первого опытного образца и планируем создать еще один демонстратор транспортного беспилотного летательного аппарата, - сообщил замдиректора СибНИА по научной работе Дмитрий Смирнов. - Одновременно вырабатываем экспериментальные правовые режимы по эксплуатации БПЛА. В этот процесс включены более десяти регионов".

В свою очередь, в Новосибирском государственном университете создают программно-аппаратный комплекс, который поможет БПЛА ориентироваться без ГЛОНАСС. Ректор НГУ академик РАН Михаил Федорук назвал проект важным для развития отрасли БАС. Работа выполняется в рамках Центра прикладного глубокого обучения Высшего колледжа информатики НГУ и при поддержке программы "Приоритет 2030".

"Сейчас проводим тестирование программно-аппаратного комплекса и сопрягаем алгоритмы навигации с системой управления дроном", - сообщил директор Института интеллектуальной робототехники НГУ и Высшего колледжа информатики НГУ Алексей Окунев. У вуза по этому направлению есть индустриальные партнеры, которые производят легкие дроны.

Еще одна тема, которая возникает при обсуждении развития беспилотного авиастроения, - подготовка кадров. Она стала ключевой на проектно-образовательном интенсиве "Архипелаг-2023". Для привлечения разработчиков в сферу участники предложили сделать новый протокол открытости данных для производителей, обмениваться информацией с университетами, развивать инженерные школы, запускать новые образовательные программы. И прежде всего нужна государственная и региональная поддержка.

В тему

В 2024/2025 учебном году в образовательных учреждениях Новосибирской области откроют спецклассы по направлению "Изучение беспилотных авиасистем". "Планируется подготовка школьников в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС, увеличение количества детей, занимающихся в кружках технического творчества", - сказал заместитель министра образования региона Владимир Щукин.