Майнеры-нелегалы наносят значительный ущерб энергосистеме СКФО

Почти 20 миллионов киловатт-часов на 63 миллиона рублей похитили майнеры-нелегалы за восемь месяцев этого года в СКФО. Девять нелегальных майнинг-ферм обнаружено в Дагестане и по одной - в Кабардино-Балкарии и Ставропольском крае. Такие данные сообщили корреспонденту "РГ" в компании "Россети Северный Кавказ".
Нелегальным майнерам грозят не только штрафы, но и реальные сроки по уголовным делам.
Нелегальным майнерам грозят не только штрафы, но и реальные сроки по уголовным делам. / Сергей Михеев

В правоохранительные органы уже направлено восемь обращений, по трем фактам уточняется ущерб, после чего материалы передадут в МВД по Республике Дагестан. Возбуждено три уголовных дела и начато одно административное производство.

В Дагестане нелегальные майнинг-фермы обнаруживали в гараже, на территории спиртопроизводящего предприятия и водоканала. В селе Надежда Ставропольского края добытчик криптовалюты организовал "производство" в доме. А чтобы скрыть нагрузку на сеть и сократить расходы на оплату энергоресурса, незаконно подключил оборудование к прибору учета, установив понижающую трансформаторную подстанцию. Правоохранители изъяли у правонарушителя 66 майнинг-устройств asic. Как выяснилось, криптоферма незаконно потребила почти 954 тысячи киловатт-часов. Это равно трехдневным энергозатратам города Светлограда с населением более 35 тысяч жителей.

Во Владикавказе в прошлом году оборудование для добычи криптовалюты нашли в подвале многоквартирного дома. А в Махачкале майнинг-ферма работала на территории насосной станции "Вузовское озеро" местного водоканала. Незаконное потребление электроэнергии для добычи криптовалюты превысило 4,5 миллиона киловатт-часов. Ущерб, причиненный электросетевому комплексу Дагестана, оценили в 26,2 миллиона рублей. Майнеры смонтировали цельнометаллический контейнер, в котором разместили 95 устройств для добычи криптовалюты. Во время осмотра узла учета, питающего насосную станцию и майнинг-ферму, энергетики зафиксировали несанкционированное вмешательство в работу счетчика, с которого был сорван знак визуального контроля.

Как отмечают в "Россети Северный Кавказ", основной способ обнаружить майнинг-ферму - проанализировать динамику потерь электричества, определить очаги высоких потерь в сети и осмотреть фидеры (распределительные линии. - Ред.), на которых они фиксируются.

- Наши специалисты выявляют правонарушителей, в том числе оценивая объем потребленной электроэнергии и изменения нагрузки на участке электросети, - пояснил заместитель директора Департамента безопасности и противодействия коррупции "Россети Северный Кавказ" Юрий Королев.

В компании добавили, что хищение электричества напрямую влияет на качество и надежность энергоснабжения регионов. Добыча криптовалюты нелегальными майнерами в многоквартирных домах приводит к превышению максимально допустимой нагрузки на энергообъекты. Это одна из основных причин низкого напряжения в сети, а также выхода из строя бытовой техники. Кроме того, это может привести к аварийным ситуациям и технологическим сбоям.

Криптовалютчику, в свою очередь, грозит штраф за самовольное подключение к сетям и безучетное использование электроэнергии: для физлиц - от 10 до 15 тысяч рублей, для юрлиц - от 100 до 200 тысяч. Ему также придется оплатить счет за потребленную электроэнергию. Уголовное же дело возбуждается по статье 165 УК РФ ("Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием"). Наказание - до двух лет лишения свободы, а если причинен особо крупный ущерб - то и до пяти лет.

Криптоферма в ставропольском селе незаконно потребила электричества, которого бы хватило 35-тысячному городу Светлограду на три дня

В апреле 2023 года Кизилюртовский районный суд Дагестана приговорил к условному сроку майнера, который еще в 2021-м купил на сайте бесплатных объявлений технику и арендовал нежилое помещение на территории цеха по ремонту трансформаторов, где оборудовал криптоферму. Для обеспечения ее работы он самовольно подключился к электрическим сетям.

В приговоре суда указано, что он нанес ущерб энергетикам на сумму, превышающую миллион рублей, а это уже особо крупный размер. Свою вину майнер признал. К моменту вынесения приговора он выплатил компании 40 тысяч рублей. Суд обязал его компенсировать оставшуюся сумму ущерба и наложил арест на принадлежащее обвиняемому оборудование для добычи криптовалюты (84 аппарата общей стоимостью 840 тысяч). Криптовалютчика приговорили к полутора годам лишения свободы условно.

Кроме того, нарушителей заставляют компенсировать ущерб энергетикам. Так, два дагестанских майнера-нелегала, в отношении которых были возбуждены уголовные дела, признали вину и возместили 780 тысяч и 318 тысяч рублей. А в Кабардино-Балкарии криптовалютчик добровольно оплатил похищенную почти на 600 тысяч электроэнергию.

В прошлом году на Северном Кавказе было найдено 33 майнинг-фермы, похитивших более 52 миллионов киловатт-часов на 136 миллионов рублей. Примечательно, что 30 криптоферм обнаружили в Дагестане, остальные в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. "Большое число фактов незаконного майнинга в Дагестане связано с попытками отдельных лиц получать прибыль без затрат собственных средств", - считают в "Россети Северный Кавказ".

Согласно информации независимого агрегатора криптоданных CoinGecko, для майнинга одного биткоина требуется в среднем 266 тысяч киловатт-часов электроэнергии, то есть при нынешних тарифах в Дагестане, если майнить в квартире либо в сельском доме, то биткоин обойдется примерно в 600-900 тысяч рублей. Кроме того, надо купить соответствующее оборудование. И здесь речь идет о сотнях тысяч рублей. Поэтому немало жаждущих подзаработать на криптовалюте хотят сократить расходы и сэкономить на электричестве, попросту воруя его.

- Криптовалюты - это классический спекулятивный товар. Поэтому прибыльность майнинга зависит исключительно от политической и экономической ситуации в мире, - говорит главный специалист отдела комплексных систем защиты информации компании "Газинформсервис" Дмитрий Овчинников. - В 2024 году для предотвращения девальвации биткоина будет произведено сокращение награды за вычисление в два раза. Поэтому майнинг будет жить и процветать, но доходность его упадет.

По словам эксперта, популярность добычи криптовалюты связана с ростом инвестиционной привлекательности этой сферы, простотой реализации "продукции" и легким доходом, не облагаемым налогами.

- До тех пор, пока майнинг будет показывать приемлемую рентабельность для большинства игроков этого рынка (считается, что так происходит при цене биткоина более 20 тысяч долларов), гонка будет продолжаться, - считает предприниматель, специализирующийся в области разработки приложений и платформ, Станислав Чернухин.

Комментарий

Евгения Бурова, директор по коммуникациям криптовалютной биржи Garantex:

- Почему в тех или иных регионах развит нелегальный майнинг - вопрос социальный. В регионах России примерно равный доступ как к покупке оборудования для майнинга, так и к продаже криптовалюты: гражданин или резидент РФ может легально приобретать оборудование, как новое, так и бывшее в использовании, покупать и продавать криптовалюту, являющуюся по закону имуществом.

Преступники могут выбирать майнинг, веря в то, что при аресте оборудования "готовый продукт" останется под их контролем. До недавних пор так и было: нелегальный производственный цех опечатывался, а биткоины оставались в кошельках подпольных предпринимателей. Сейчас уровень развития AML-аналитики в РФ таков, что существует техническая возможность если не арестовать нелегально намайненную криптовалюту, то по крайней мере разметить ее как "100 % риск". Такую криптовалюту не примет ни одна уважающая себя биржа в мире.

Майнинговое оборудование можно выявлять по температурному следу, да и вентиляторы обычно сильно шумят. Насколько мы можем видеть из статистики борьбы против незаконного майнинга в разных регионах РФ, работа ведется основательно и эффективно. А регулирование криптовалютной деятельности, в частности лицензирование российских бирж и брокеров, правовое определение статуса майнинг-пулов, могли бы стать существенным подспорьем при формирования более здорового и прозрачного рынка.