24.10.2023 13:55
    Поделиться

    Как в Арктике адаптируются к изменениям климата

    Ущерб от деградации вечной мерзлоты и сопутствующих процессов превышает сегодня 300 миллиардов рублей в год, а для того чтобы притормозить потепление, необходимо снижать влияние человека на изменения климата. Об этом шла речь во время Российской энергетической недели, прошедшей в Москве.

    Сегодня в правительстве РФ пересматривают концепцию топливно-энергетического комплекса и переводят ее на низкоуглеродную энергетику. В Арктике этот переход уже начался, он жизненно необходим: как известно, наиболее высокие темпы климатических изменений сегодня фиксируются именно за полярным кругом. Достаточно сказать, что 40 процентов сооружений здесь так или иначе страдают от таяния вечной мерзлоты, а на всем протяжении Северного морского пути растет риск препятствующих судоходству погодных явлений, в первую очередь - штормов.

    - Температура будет расти и дальше, отрасли будут подвержены негативному влиянию климатических изменений, причем риски, связанные с изменениями климата, становятся сейчас более сложными в управлении, - сообщил во время форума представитель федерального Агентства стратегических инициатив Максим Евдокимов.

    По его мнению, речь идет о каскадном распространении кризиса во многих отраслях экономики. К примеру, растет скорость ветра - а значит, увеличивается риск аварийных разрушений трубопроводов, повышаются риски для электростанций. В списке "пострадавших" - аграрии, судовладельцы, предприятия по добыче полезных ископаемых. Эксперты форума пришли к выводу, что климатическая адаптация постоянно должна быть в фокусе государственной политики.

    Вместе с тем по сравнению с другими странами Россия уже многого добилась: доля выработки низкоуглеродной энергии составляет в РФ более 85 процентов - это один из самых низких показателей в мире. Кстати, пока наша страна стремится к "карбоновой нейтральности", многие европейские государства, наоборот, увеличивают угольную генерацию.

    Тем временем в России сейчас возвращается господдержка проектов возобновляемой энергетики и развивается рынок углеродных единиц (объем выбросов, который удалось предотвратить): предприятия могут регистрировать свои климатические проекты, выпускать углеродные единицы и проводить с ними сделки.

    Согласно плану по реализации стратегии низкоуглеродного развития, предполагалось, что к 2030 году по сравнению с 2019-м выбросы парниковых газов должны снизиться на четыре процента, причем основной вклад должны внести энергетика и лесное хозяйство.

    В "зеленый" топ уже вошли ведущие топливно-энергетические компании России. Так, по данным Росатома, в 2022 году благодаря АЭС в РФ удалось предотвратить выбросы 109 миллионов тонн СО2-эквивалента парниковых газов. Не отстает и лесопромышленный комплекс: у Архангельского ЦБК, к примеру, выбросы парниковых газов в 2021 году оказались на 39 процентов ниже, чем в 1990-м. Компания добилась этого за счет снижения энергоемкости производства продукции.

    Тем не менее на региональном уровне климатическая стратегия воплощается в реальное сокращение выбросов медленно: об этом рассказали участники "Российской энергетической недели". К примеру, планы по адаптации к изменениям климата разработаны сегодня только у 61 субъекта Федерации. Причем у 14 регионов России, находящихся в зонах повышенного риска, такие документы не появились.

    Как выяснила "РГ", в Западном секторе Арктики "низкоуглеродные" планы есть у Архангельской и Мурманской областей, в Ненецком автономном округе и Республике Коми.

    Жизнь заставляет: так, в НАО и Республике Коми рост температуры воздуха (каждые десять лет - на 0,2 градуса) уже ведет к таянию вечной мерзлоты в тундре и замещению ягеля на пастбищах: вместо традиционной пищи оленей в тундру "приходят" травы и кустарник, а в водоемах увеличивается риск исчезновения ценных пород рыбы. Тем временем в Архангельской области при наименее благоприятном сценарии рост среднегодовой температуры воздуха к 2100 году (по сравнению с серединой XX века) может составить четыре-пять градусов.

    Речь идет о каскадном распространении климатического кризиса в отраслях экономики

    В Поморье план адаптации к изменениям климата предполагает разработку государственной программы "Оздоровление рек бассейна Белого моря", ликвидацию несанкционированных свалок отходов, повышение качества лесов - поглотителей парниковых газов, учет погодно-климатических рисков при проектировании строительных работ.

    Кстати, в Архангельской области уже есть примеры использования альтернативной энергетики - национальный парк "Русская Арктика" самостоятельно перевел опорные пункты на Земле Франца-Иосифа и на Новой Земле на новые источники питания - этот период теперь длится с мая по октябрь. Как рассказал "РГ" директор нацпарка "Русская Арктика" Александр Кирилов, на крышах зданий государственных опорных пунктов особо охраняемой территории сейчас установлены и работают 188 панелей, заряжающихся энергией солнца: батареи работают стабильно и дают электричество для полярников, причем этой энергии хватает на бытовые нужды. Тем временем в Северном управлении гидрометслужбы уже порядка десяти метеостанций вырабатывают электричество благодаря солнечному свету - солнечной радиации для станций с мая по октябрь вполне хватает.

    Ранее на полярных станциях проводили также эксперименты по использованию энергии ветра, но современные установки не выдерживали резких штормовых порывов и быстро выходили из строя уже при 20 метрах в секунду.

    Нужно отметить, что лидер по использованию энергии ветра сегодня - Мурманская область. Как ранее уже рассказала "РГ", здесь в конце прошлого года начала поставку электроэнергии на оптовый рынок России самая крупная ветроэлектростанция за полярным кругом - Кольская ВЭС. Объем инвестиций в стратегический инвестиционный проект региона оценивается в 23 миллиарда рублей, причем 70 процентов оборудования на ветроустановках - российского производства.

    Поделиться