В законопроект о занятости вошли поправки, в соответствии с которыми для борьбы с "теневой" занятостью будут использовать данные ФНС. Какие данные могут быть сигналом, что человек занят в "теневом" секторе?
Ян Талбацкий: Есть различные индикаторы, связанные с уровнем заработной платы. Если она значительно занижена в сравнении со средней отраслевой, это может быть индикатором, но не свидетельством, что в этой организации имеются факты, связанные с нелегальной занятостью работников или с занижением заработной платы в целях снижения налогооблагаемой базы.
Также индикатором может являться сама среднесписочная численность работников во взаимоувязке с объемом производства. Предприятие производит большой объем заказов, при этом имеет 10-15 человек, и понятно, что выполнение работы такой численностью сотрудников вызывает вопросы. Хочу отметить, что это определенный индикатор, но не свидетельство нелегальной занятости. И работа межведомственных комиссий, которая прописана в законе, прежде всего, профилактическая. Она направлена на то, чтобы на основании этих индикаторов выявлять рисковые отрасли и работодателей и предпринимать меры. Для этой работы комиссии будут наделены правом обмена с налоговыми органами информацией, которая позволит на основании этих индикаторов взаимодействовать с конкретными работодателями.
Будет ли вестись работа напрямую с сотрудниками для выявления "теневой" занятости?
Ян Талбацкий: Межведомственные комиссии будут аккумулировать все обращения, которые поступают в другие органы и могут быть связаны с вопросами теневой занятости. Иногда сигнал о том, что вместо трудового договора заключается гражданско-правовой, поступает от конкретного сотрудника, который согласился, может быть, в силу недостаточной осведомленности, на гражданско-правовой договор, а потом захотел пойти в отпуск, а ему сообщили, что ему на ГПХ отпуск не положен. Когда он обратится с таким вопросом, то для межведомственной комиссии это будет сигналом, что работодатель мог подменить трудовые отношения гражданско-правовыми. Но в каждом конкретном случае будет детальный разбор ситуации.
Новый закон о занятости дает право на пособие по безработице лишь тем, кто активно ищет работу. Сократит ли это количество безработных?
Ян Талбацкий: Пособие по безработице и сейчас выплачивается тем, кто встал на учет, проходит собеседования. В плане именно назначения пособия по безработице никаких принципиальных изменений не планируется. В закон о занятости предлагаются поправки, которые будут способствовать трудоустройству. Так, например, планируется, что для каждого гражданина будет разрабатываться индивидуальный план мероприятий, нацеленный на скорейшее и эффективное трудоустройство безработного.
При этом упрощается сама процедура постановки на учет граждан. Становится возможным встать на учет в качестве безработного не только по месту жительства, но и по месту пребывания. По действующему закону, если человек живет в одном месте, а прописан в другом, чтобы встать на учет, он должен вернуться в свой регион проживания. Для него это не удобно, и мы понимаем, что он связывает свою жизнь и поиск работы с другим регионом. Новый закон дает возможность встать на учет по месту пребывания и именно там искать работу. Это тоже важное условие трудовой мобильности, чтобы кадры ехали к центрам трудовой активности, туда, где есть вакансии и возможность найти работу.
Сейчас заявленная потребность работодателей и количество безработных почти сравнялось - около 2 млн человек. Значит ли это, что нетрудоустроенных людей будет достаточно, чтобы закрыть потребности компаний?
Ян Талбацкий: Если говорить о зарегистрированных в службах занятости безработных, то их порядка 425 тысяч человек. При этом мы не планируем, что потребность в кадрах будет закрываться исключительно за счет безработных или ищущих работу граждан. Наша задача шире - работать и с теми, кто ищет работу сам, и с теми, кто хочет сменить профиль своей деятельности, также выстраивать работу со студентами и выпускниками образовательных организаций, в том числе активно использовать производственные практики.
Очень много говорится о потребности в производственных кадрах. Есть ли у нас ресурсы, чтобы закрыть потребности работодателей?
Ян Талбацкий: Да, действительно, сейчас высокий спрос на кадры в сфере производства, в особенности в сфере промышленности. Это связано с импортозамещением, реализацией инвестиционных проектов.
Но при этом мы видим, что будет расти и численность молодежи, абитуриентов. Поэтому сейчас пристальное внимание уделено повышению взаимодействия колледжей и техникумов с работодателями. Существенно вырастет численность граждан в возрасте старше 40 лет - а это значит, что у нас большой потенциал в переобучении взрослых, поэтому много внимания уделяем вопросам повышения квалификации, переобучения под востребованные на локальных рынках труда навыки.
Минэкономразвития прогнозирует, что в результате реализации комплекса мер по поддержке рынка труда численность занятого населения к 2026 году возрастет на два миллиона - до 74 млн человек относительно 2022 года.
Недавно вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что категория сотрудников 30-39 лет сократится на 30% к 2030 году. Это наиболее востребованные у компаний сотрудники, будет ли это критично для рынка труда?
Ян Талбацкий: Снижение численности этой группы происходит на фоне увеличения других возрастных групп. Если говорить о численности категории 15-19 лет, то ее рост составит примерно 2 млн человек к 2030 году, 20-29 лет - практически на миллион. Рост в категории 40-49 лет составит примерно 3 млн человек.
Безусловно, принимаются меры, чтобы балансировать рынок труда. В первую очередь это более активное вовлечение в занятость молодого поколения, причем в ранних возрастах. На последнем курсе обучения студенты СПО и высших учебных учреждений уже должны видеть свою карьерную перспективу, а в лучшем случае являться работающими. Не зря по инициативе президента минтрудом была разработана и принята долгосрочная программа содействия занятости молодежи до 2030 года.