25.10.2023 11:14
    Поделиться

    Эксперт Лукашкин рассказал, как обучать новое поколение с помощью VR-технологий

    По данным исследований, люди рожденные после 2010 года - самая технологически развитая демографическая группа на планете, которая в ближайшем будущем сможет интегрировать искусственный интеллект и дополненную реальность во все сферы жизни. Но пока все они учатся в школе. Как и чему учить детей, которые уже сейчас превосходят родителей в умении обращаться с цифровыми устройствами? Об этом рассуждает директор Научно-образовательного центра "Цифровые технологии в образовании" СПбГУ Сергей Лукашкин.
    Личный архив Сергея Лукашкина

    "Сфера образования довольно консервативна и основана на глубоких традициях. Инновации приходят сюда далеко не в первую очередь, хотя электронные дневники, журналы и контрольные тестирования, а также мессенджеры для общения с учениками и их родителями давно стали привычными элементами школьной системы, - отмечает Лукашкин в беседе с "РГ". - Прогресс наметился в последнее - постковидное - время. Самоизоляция сломала парадигмы обучения: онлайн вместо офлайна, персонализация вместо "один ко многим".

    По мнению Лукашкина, изменились и требования к педагогу. Теперь он не только учит и развивает учеников. Он стал проводником в мире информации и вынужден использовать "цифру" не только для того, чтобы быстрее донести до учеников сложные понятия и явления, но также чтобы говорить с ними на одном языке, быть на одной волне.

    "Новое поколение предпочитает учиться глазами: ему важно видеть объект изучения, а не только читать или слышать о нем, - подчеркивает эксперт. - И здесь на помощь приходят виртуальная и дополненная реальность (VR) , позволяющие создавать такие учебные среды, в которые школьники погружаются буквально с головой. Виртуальный мир позволяет по-другому организовывать время и пространство. Это, например, позволяет на уроках географии и истории устраивать виртуальные путешествия по странам света и целым эпохам, проводить безопасные и наглядные опыты на уроках химии или физики, погружаться в микромир бактерий на уроках биологии".

    Многие замечают: во время такого обучения меньше помех и отвлекающих моментов, больше уверенности в дальнейшем применении полученных навыков. VR-обучение больше напоминает игру и предлагает новый опыт, а это привлекало детей и в докомпьютерные времена. Но геймификации и образовательные игры тоже уже стоят на пороге каждой школы.

    Поэтому следующий шаг в использовании виртуальной реальности в школе - применение VR-тренажеров, считает Сергей Лукашкин.

    "Кстати, один из таких тренажеров, - для отработки навыков публичных выступлений, уже прошел тестовые испытания в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета. В школе он будет полезен как ученикам, так и преподавателям, - рассказывает Лукашкин. - Первые смогут учиться доходчиво и открыто излагать свои идеи, презентовать проекты. Вторым это позволит оттачивать свои лекторские навыки и отрабатывать реакции на острые или конфликтные ситуации. Тренажер отслеживает ритм и темп речи спикера и контролирует его контакт с аудиторией".

    Отдельный случай - внедрение искусственного интеллекта в образовании. По мнению Лукашкина, использование чат-ботов, имитирующих общение с человеком, может положительно влиять на учебный процесс. В школе эту технологию можно применять для тестирования: преподавателю достаточно лишь составить тест и дать ученикам, а их ответы он получит автоматически. Причем создать собственный чат-бот может любой неспециалист, и даже отдельной платформы для этого не требуется. Также с помощью чат-ботов можно рассылать учебные материалы или давать задания для самостоятельной работы.

    В целом искусственный интеллект поможет автоматизировать все рутинные задачи, включая даже составление учебных планов. Это позволит преподавателям сосредоточиться на более творческой и интерактивной работе с детьми.

    "Конечно, очень важно отметить: интерактивный формат обучения с использованием различных технологий искусственного интеллекта подходит не всем, - подчеркивает Лукашкин. - Например, VR-технологии не рекомендуется применять больным эпилепсией и лицам со слабым вестибулярным аппаратом. Нет пока и достаточно обоснованных серьезных исследований о том, с какого возраста можно рекомендовать детям виртуальную среду. Требует решения и вопрос доступа к современным технологиям - в ряде регионов это может стать проблемой, в том числе и финансовой".

    И еще одно. Каким бы мощным ни был искусственный интеллект, у него нет эмпатии и способностей к творчеству или критическому мышлению.

    "Оказать эмоциональную поддержку ученику, мотивировать его, найти индивидуальный подход способен лишь настоящий, а не виртуальный педагог, - уверен Лукашкин. - А умные гаджеты с их широким спектром возможностей лишь станут ему в этом хорошим подспорьем".

    Поделиться